[На Западе первыми печатными книгами Гутенберга, появившимися в середине 15 в., стали Латинская грамматика,
36-строчная Вульгата и календарь.]
Разделение нашего Апостола на зачала произведено в 5 веке монахом Исаией: "...и открыты быша субботы, и недели, и понедельники, и вторники, дабы разумно было наскоре изобретение, такожде и по месяцам Апостолы Святым".
[На Западе архиеп. Кентерберийский Стефан Лэнгтон в 1205
г. разделил текст Вульгаты на главы, а в 1551 г. Роберт
Стефанус ввел деление текста на стихи.]
Апостоликон уникален тем, что это своего рода синопсис с кратким изложением содержания отдельных книг Нового Завета.
Каждая книга предваряется двумя толковыми главами:
I - "Знамения соборного послания, или Павловы эпистолии".
Здесь перечисляются основные темы посланий. Например, Иакову:
о терпении, о вере несумненней, о Божией премудрости, яже свыше; о покаянии на спасение... Римлянам: о законе осуждения греха ради, о должней любви к Богу, о подобии Христова незлобия.
II - "Сказание послания". Это краткий хронологический компендиум и экзегетический конспект послания.
В конце Апостоликона помещено подробнейшее указание о чтениях апостольских зачал в седмичные, субботние, воскресные дни, в праздники, в периоды Великого Поста и Пятидесятницы.
Праздничные зачала, читаемые из того или иного послания, являются центрами (догматическими, учительными, нравственными)
этого послания. Основные темы послания, как правило, сконцентрированы в праздничных апостольских зачалах.
Богослужебный устав очень четко регламентирует чтения
Апостола. Например, глава 2 Типикона ("Чин великия вечерни, сиесть бдения всенощнаго и утрени воскресныя") предписывает по благословении хлебов (после литии) читать Деяния Св. Апостол от недели Пасхи до Недели Всех Святых, а в прочие недели года
- 7 соборных посланий, 14 посланий ап. Павла и Откровение
Иоанна Богослова. Глава 10 Типикона ("О чтениях по кафисмам во все лето") указывает читать на утрени (после кафизм и седальнов от недели по Воздвижении до Сырной недели)
Толкования Златоуста на послания ап. Павла и др.
На литургии от Светлого Христова Воскресения до
Пятидесятницы читаются Деяния. В понедельник Св. Духа Ефес., зач. 229. Со вторника 1-й седмицы по Пятидесятнице начинаем читать Рим. и продолжаем до понедельника 6-й седмицы включительно. Со вторника 6-й седмицы по Пятидесятнице и до среды 10-й седмицы читаем 1 Кор. С четверга 10-й седмицы до среды 14-й седмицы - 2 Кор. С четверга 14-й седмицы до среды
16-й седмицы - Гал. С четверга 16-й седмицы до пятницы 18-й Ефес. С понедельника 19-й седмицы до понедельника 21-й Флп. Со вторника 21-й седмицы до пятницы 22-й - Кол. С
понедельника 23-й седмицы по пятницу 24-й - 1 Фес. С
понедельника 25-й седм. по пятницу 25-й - 2 Фес. С
понедельника 26-й седмицы по четверг 27-й - 1 Тим. С пятницы
27-й седмицы до среды 28-й - 2 Тим. В четверг и пятницу 28-й седмицы - Тит. С понедельника 29-й седмицы до вторника 31-й Евр. [Фил. читается 22 ноября, в день памяти ап. Филимона.] Со среды 31-й седмицы до четверга 32-й - соборное послание
Иакова. С пятницы 32-й седмицы до четверга 33-й - 1 Пет. С
пятницы 33-й седмицы до среды 34-й - 2 Пет. С четверга 34-й седмицы до четверга 35-й - 1 Ин. В пятницу 35-й седмицы прочитываем 2 Ин. В Сырный понедельник читаем 3 Ин., в Сырный вторник и четверг - Иуд. Великим Постом в 1-5 недели читаем
Евр., в 6-ю неделю (Вербную) - Флп. Во Святый и Великий
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.