Обращение Савла и Евангелие Ап. Павла, страница 3

[На Западе    первыми   печатными   книгами   Гутенберга, появившимися в середине 15  в.,  стали  Латинская  грамматика,

36-строчная Вульгата и календарь.]

Разделение нашего Апостола на зачала произведено в 5 веке монахом Исаией:  "...и  открыты  быша  субботы,  и  недели,  и понедельники, и   вторники,   дабы   разумно   было    наскоре изобретение, такожде и по месяцам Апостолы Святым".

[На Западе архиеп.  Кентерберийский Стефан Лэнгтон в 1205

г. разделил  текст  Вульгаты  на  главы,  а  в 1551 г.  Роберт

Стефанус ввел деление текста на стихи.]

Апостоликон уникален тем,  что это своего рода синопсис с кратким изложением содержания отдельных  книг  Нового  Завета.

Каждая книга   предваряется   двумя  толковыми  главами:

I - "Знамения соборного послания, или Павловы эпистолии".

Здесь перечисляются основные темы посланий.  Например, Иакову:

о терпении,  о вере несумненней,  о  Божией  премудрости,  яже свыше;  о покаянии на спасение... Римлянам: о законе осуждения греха ради,  о  должней  любви  к  Богу,  о  подобии  Христова незлобия.

II - "Сказание  послания".  Это  краткий  хронологический компендиум и экзегетический конспект послания.

В конце Апостоликона  помещено  подробнейшее  указание  о чтениях апостольских зачал в седмичные,  субботние, воскресные дни, в праздники, в периоды Великого Поста и Пятидесятницы.

Праздничные зачала,  читаемые из того или иного послания, являются центрами (догматическими, учительными, нравственными)

этого послания.   Основные   темы   послания,   как   правило, сконцентрированы в праздничных апостольских зачалах.

Богослужебный устав  очень  четко  регламентирует  чтения

Апостола. Например,  глава 2 Типикона ("Чин  великия  вечерни, сиесть бдения всенощнаго и утрени воскресныя") предписывает по благословении хлебов (после литии) читать Деяния  Св.  Апостол от недели Пасхи до Недели Всех Святых,  а в прочие недели года

- 7 соборных посланий,  14 посланий  ап.  Павла  и  Откровение

Иоанна Богослова. Глава 10 Типикона ("О чтениях по кафисмам во все лето")  указывает  читать  на  утрени  (после   кафизм   и седальнов от   недели   по   Воздвижении   до  Сырной  недели)

Толкования Златоуста на послания ап. Павла и др.

На литургии   от   Светлого   Христова   Воскресения   до

Пятидесятницы читаются  Деяния.  В  понедельник  Св.  Духа   Ефес., зач.  229.  Со  вторника  1-й  седмицы по Пятидесятнице начинаем читать Рим.  и продолжаем до понедельника 6-й седмицы включительно.  Со  вторника  6-й седмицы по Пятидесятнице и до среды 10-й седмицы читаем 1 Кор.  С четверга 10-й  седмицы  до среды  14-й седмицы - 2 Кор.  С четверга 14-й седмицы до среды

16-й седмицы - Гал.  С четверга 16-й седмицы до пятницы 18-й Ефес. С  понедельника  19-й  седмицы  до  понедельника  21-й Флп. Со вторника  21-й  седмицы  до  пятницы  22-й  -  Кол.  С

понедельника 23-й   седмицы   по  пятницу  24-й  -  1  Фес.  С

понедельника 25-й  седм.  по  пятницу  25-й   -   2   Фес.   С

понедельника 26-й  седмицы по четверг 27-й - 1 Тим.  С пятницы

27-й седмицы до среды 28-й - 2 Тим.  В четверг и пятницу  28-й седмицы - Тит.  С понедельника 29-й седмицы до вторника 31-й Евр. [Фил. читается 22 ноября, в день памяти ап. Филимона.] Со среды 31-й  седмицы  до  четверга  32-й  -  соборное  послание

Иакова. С пятницы 32-й седмицы до четверга 33-й  -  1  Пет.  С

пятницы 33-й  седмицы  до среды 34-й - 2 Пет.  С четверга 34-й седмицы до четверга 35-й  -  1  Ин.  В  пятницу  35-й  седмицы прочитываем 2 Ин.  В Сырный понедельник читаем 3 Ин., в Сырный вторник и четверг - Иуд.  Великим Постом в 1-5  недели  читаем

Евр., в  6-ю  неделю  (Вербную)  -  Флп.  Во  Святый и Великий