В Кол. 4 ап. Павел говорит, что из тех сотрудников, которые были с ним, когда он составлял послание, только
Аристарх, Марк и Иуст были из обрезанных. Значит, Лука к обрезанным не принадлежал.
Лука был врачом, о чем свидетельствует использование им медицинской терминологии. В Лк. 4:35, повествуя о человеке, в котором был нечистый дух, Лука, говоря о том, что "бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него", употреблял точный медицинский термин: "конвульсии" (греч.: "рипсис"). В
Лк. 9:38, говоря о человеке, умолявшем Иисуса "взглянуть на сына моего", которого терзает злой дух, он употребляет типичный глагол, означающий посещение доктором больного "эпивлэпо".
В высказывании о верблюде, который не может пройти сквозь игольные уши, Матфей (19:24) и Марк (10:25) употребляют греческое слово "рафиды", означающее "игла портного". Лишь
Лука (18:25) употребляет греческий термин "вэлони", обозначающий хирургическую иглу.
В главе 28 Деяний рассказывается о последнем, четвертом путешествии ап. Павла в Рим, на суд кесаря. В греческом тексте
Деяний болезнь, которою страдал отец римского военачальника
Публия на Мальте (28:8), исцеленный Павлом, определяется как
"дизентерия" (русский перевод: "боль в животе", славянский "водный труд").
Лука не только врач, он и историк, очень точный в своих показаниях и очень сведущий. Археологические изыскания, проведенные в конце прошлого века и в 40-е годы 20-го века в малоазийских городах, о которых повествует Лука в Деяниях, полностью подвтердили его историческую информацию. Английский археолог Рэмсэй ["St. Paul the traveller & Roman Citizen", L.,
1950, ставит Луку как историка выше Фукидида (5 век до Р.Х.), автор Истории пелопоннесской войны 430 г.]. Лука оченьточен в терминах.
Интересная подробность: Галилейское, или Тивериадское, море у Матфея (4:18; 8:24), у Марка (1:16; 3:7) и Иоанна (6:1;
21:1) называется "фалатта", и только Лука называет его точным географическим термином: "Геннисаретское озеро" ("лимни").
В Деяниях (19:31), повествуя о мятеже против Павла в
Ефесе (некоторые из ассийских начальников просили Павла не показываться на зрелище), Лука использует термин "азиарх". В
Ефесе проводились ионические спортивные игры, на которые собиралась вся страна. Председательствовать на этих играх и организовывать их считалось большой честью. Организаторы игр и назывались "азиархами".
Для кого написаны Деяния?
И свое Евангелие, и Деяния Лука написал для Феофила (Лк.
1:3, Деян. 1:1). В Евангелии от Луки (1:3) Феофил называется
"достопочтенный Феофил" (греч.: "кратистос"), что в действительности означает "ваше превосходительство" и подразумевает высокопоставленного чиновника Римской империи
(Деян. 23:26 - Клавдий Лисий в письме Феликсу называет последнего "достопочтенный правитель" - "кратис игэмонос").
Была высказана догадка, что Лука был некогда рабом
Феофила. В древности среди рабов часто встречались врачи.
Тяжелобольному Феофилу врачебное искусство Луки вернуло здоровье, и в знак благодарности он дал Луке свободу. В ответ
Лука написал своему благодетелю самое ценное - историю Христа.
Обращение Феофила совершилось после посвящения ему
Евангелия, но раньше, чем были написаны Деяния, где имя
Феофила уже не имеет при себе титула "державный" (слав.) (греч.: "кратистос").
26.01.95.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.