Свидетельства церковного предания. Церковная письменность второй половины 2 века, страница 8

Ведь когда человек проповедует, он не пишет. Писать - это одно,  а говорить - это совершенно другое, это совершенно разные периоды развития  какого-то  учения,  какого-то  движения. Сначала говорят, а потом уже, когда все устоится, пишут.

В Евангелии от Матфея очень чувствуется, что оно написано именно евреем. Оно начинается прямо с родословия Господа Иисуса  Христа,  потому  что для евреев, которые тщательно хранили свои родословия от Авраама и даже от Адама,  происхождение  от Авраама  было  залогом  спасения, важнейшим знанием. Мы - дети Авраамовы, значит мы чада спасения. Ветхий Завет связан с  Новым  Заветом, о Новом Завете говорится в Ветхом Завете. В Ветхом Завете было сказано, что Спаситель будет от колена  Иудова и от племени Давидова. И Матфей первым делом показывает им Его родословие - от Авраама 14 поколений до Давида, и от Давида 14 поколений  до  переселения в Вавилон, и оттуда 14 поколений до Христа. Потому что для евреев даже если бы Он  чудеса  творил, но если бы не был от Давида и от Авраама, то Он был бы для них никто, поэтому первым делом Матфей пишет своим сородичам, приводит родословие Иисуса Христа. Он говорит о Рождестве, о крещении  Его,  об  искушении в пустыне. А потом в трех главах он приводит учение Господа Иисуса Христа.

Книги Бытия,  Исхода, Левит - это всё изложение того, чему Господь через  Моисея научил евреев.  И тут Матфей,  зная свой народ как принявший закон,  как чтущий закон,  все,  чему учил Господь на протяжении Своего странствия и что раскидано у других евангелистов в разных местах, собрал вместе, воедино и всё это изложил.  И начал с заповедей блаженства (Ветхий Завет начинается с 10 заповедей).

Излагая учение Господне,  Матфей показывает его как уточнение Ветхого Завета,  всё время сравнивает с Ветхим  Заветом, потому что  знает,  к кому он обращается, и старается раскрыть глубокий духовный смысл Ветхого Завета.

Мы видим там суровое обличение книжников и фарисеев.  Оно есть везде, но тут особенно ярко дано. Очевидно, сидя на своей мытнице, у сбора пошлин,  он много думал над своей жизнью. Он видел свою жизнь грешной,  н видел и то,  что те,  кто считает себя праведником,  таковыми не являются. Может быть, он не хотел быть такими,  как они, потому что чувствовал их лицемерие. И вот слова Господни, которые обличали их очень сурово, как-то дошли до его сердца и глубоко запали в его душу. И Матфей приводит их так, как Он их говорил.

Есть в Евангелии от Матфея две особенные притчи о  нищете духовной. Когда будем говорить о нищете духовной, мы эти притчи вспомним.  В них есть понимание того,  что такое нищета духовная. Еще у Луки есть такая притча о духовной нищете - притча о мытаре и фарисее. Может, Матфей и был этим мытарем, который вот так рядом с Моисеем молился, ударяя себя в грудь: "Боже, милостив буди мне грешному!"

Особенность Евангелия от Матфея:  там как нигде много цитат из Ветхого Завета.  Для евреев было важно, что Пришедший это не  просто  чудотворец,  а обещанный Спаситель,  обещанный в законе Моисеевом Мессия.  Поэтому и Рождество Его,  и вход в Иерусалим, и другие моменты - всё сопряжено со ссылками Матфея на Ветхий Завет: это именно то, о чем говорилось у пророков.

Сейчас в тех или иных учениях, в той или иной форме появляется такое понятие: третий завет. Будто была вера Отца,  потом вера Сына, а потом откроется якобы эра Духа Святаго, и новейший завет. Дух Святый придет во плоти, и вот-вот новое должно  открыться. Старое близко к уничтожению, и все это не нужное, а будет новая Церковь - Церковь Духа Святаго.

Все это глубоко неправильно.  Мы видим,  что Новый  Завет весь вытекает из Ветхого Завета.  А пришествие Святого Духа уже совершилось, когда Дух Святый сошел на апостолов, о чем и говорил Господь: вот, пошлю Утешителя,  который  наставит  вас  на всякую  правду. Это и совершилось, Дух Святый сошел на апостолов в виде огненных языков. Больше нам ждать нечего, больше ни о  чем  не  говорит Господь. Всё совершилось, всё сделано, Дух Святый послан в Церковь. Господь пришел, за нас распялся, воскрес за нас, попрал смерть нашу Своей смертью, открыл нам вход в Царство Небесное. Пользуйтесь этим и приходите. Больше ждать нам никаких откровений неоткуда.