Ведь когда человек проповедует, он не пишет. Писать - это одно, а говорить - это совершенно другое, это совершенно разные периоды развития какого-то учения, какого-то движения. Сначала говорят, а потом уже, когда все устоится, пишут.
В Евангелии от Матфея очень чувствуется, что оно написано именно евреем. Оно начинается прямо с родословия Господа Иисуса Христа, потому что для евреев, которые тщательно хранили свои родословия от Авраама и даже от Адама, происхождение от Авраама было залогом спасения, важнейшим знанием. Мы - дети Авраамовы, значит мы чада спасения. Ветхий Завет связан с Новым Заветом, о Новом Завете говорится в Ветхом Завете. В Ветхом Завете было сказано, что Спаситель будет от колена Иудова и от племени Давидова. И Матфей первым делом показывает им Его родословие - от Авраама 14 поколений до Давида, и от Давида 14 поколений до переселения в Вавилон, и оттуда 14 поколений до Христа. Потому что для евреев даже если бы Он чудеса творил, но если бы не был от Давида и от Авраама, то Он был бы для них никто, поэтому первым делом Матфей пишет своим сородичам, приводит родословие Иисуса Христа. Он говорит о Рождестве, о крещении Его, об искушении в пустыне. А потом в трех главах он приводит учение Господа Иисуса Христа.
Книги Бытия, Исхода, Левит - это всё изложение того, чему Господь через Моисея научил евреев. И тут Матфей, зная свой народ как принявший закон, как чтущий закон, все, чему учил Господь на протяжении Своего странствия и что раскидано у других евангелистов в разных местах, собрал вместе, воедино и всё это изложил. И начал с заповедей блаженства (Ветхий Завет начинается с 10 заповедей).
Излагая учение Господне, Матфей показывает его как уточнение Ветхого Завета, всё время сравнивает с Ветхим Заветом, потому что знает, к кому он обращается, и старается раскрыть глубокий духовный смысл Ветхого Завета.
Мы видим там суровое обличение книжников и фарисеев. Оно есть везде, но тут особенно ярко дано. Очевидно, сидя на своей мытнице, у сбора пошлин, он много думал над своей жизнью. Он видел свою жизнь грешной, н видел и то, что те, кто считает себя праведником, таковыми не являются. Может быть, он не хотел быть такими, как они, потому что чувствовал их лицемерие. И вот слова Господни, которые обличали их очень сурово, как-то дошли до его сердца и глубоко запали в его душу. И Матфей приводит их так, как Он их говорил.
Есть в Евангелии от Матфея две особенные притчи о нищете духовной. Когда будем говорить о нищете духовной, мы эти притчи вспомним. В них есть понимание того, что такое нищета духовная. Еще у Луки есть такая притча о духовной нищете - притча о мытаре и фарисее. Может, Матфей и был этим мытарем, который вот так рядом с Моисеем молился, ударяя себя в грудь: "Боже, милостив буди мне грешному!"
Особенность Евангелия от Матфея: там как нигде много цитат из Ветхого Завета. Для евреев было важно, что Пришедший это не просто чудотворец, а обещанный Спаситель, обещанный в законе Моисеевом Мессия. Поэтому и Рождество Его, и вход в Иерусалим, и другие моменты - всё сопряжено со ссылками Матфея на Ветхий Завет: это именно то, о чем говорилось у пророков.
Сейчас в тех или иных учениях, в той или иной форме появляется такое понятие: третий завет. Будто была вера Отца, потом вера Сына, а потом откроется якобы эра Духа Святаго, и новейший завет. Дух Святый придет во плоти, и вот-вот новое должно открыться. Старое близко к уничтожению, и все это не нужное, а будет новая Церковь - Церковь Духа Святаго.
Все это глубоко неправильно. Мы видим, что Новый Завет весь вытекает из Ветхого Завета. А пришествие Святого Духа уже совершилось, когда Дух Святый сошел на апостолов, о чем и говорил Господь: вот, пошлю Утешителя, который наставит вас на всякую правду. Это и совершилось, Дух Святый сошел на апостолов в виде огненных языков. Больше нам ждать нечего, больше ни о чем не говорит Господь. Всё совершилось, всё сделано, Дух Святый послан в Церковь. Господь пришел, за нас распялся, воскрес за нас, попрал смерть нашу Своей смертью, открыл нам вход в Царство Небесное. Пользуйтесь этим и приходите. Больше ждать нам никаких откровений неоткуда.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.