Есть книга Свенцицкой "Тайные писания христиан", где говорится об апокрифах, что они всегда были в Церкви, но были тайными, как бы не для всех, а лишь для посвященных, "для внутреннего пользования". Но это подход не церковный, и для церковного человека вопрос об апокрифах считается исчерпанным: это чуждые, подложные писания, хотя и приписывались то апостолу Павлу, то апостолу Петру, то апостолу Андрею.
Почему те или иные книги не вошли в канон? Именно потому, что они не вошли, они не истинны. Они не свидетельствованы Церковью, поэтому они не истинны. Критерий здесь - именно свидетельство Церкви, свидетельство Отцов, и это надо четко себе представлять.
Когда мы берем в руки Священное Писание, мы должны помнить, что оно не свалилось с неба, что Господь не сбросил нам его на парашютах в огромном количестве экземпляров, а мы приняли его из рук Церкви. Так всегда бывает: когда мы получаем Евангелие от кого-то, мы не просто его получаем, нам объясняют, что с ним делать, что здесь главное, а что второстепенное. И мы получили его из рук Церкви, которая есть "столп и утверждение истины" (1 Тим.23:15). Церковь, как совокупность людей, принявших истину, живущих ею и проливающих кровь за нее, все это хранит, передает и учит, как этим пользоваться. Главный принцип сохранения истины, полученной от апостолов, - живое предание. Здесь основание всего.
Глубоко поучительно то, что случилось с каноном после реформации в 15 - начале 16 века, когда от римо-католической Церкви откололась Германия и другие церковные общества. Когда они отказались принимать Предание, когда они провозгласили единственным источником истины Евангелие, а остальное определили как выдуманное человеками, начался естественный процесс. Когда Лютер переводил Новый Завет на немецкий язык, в своих примечаниях он высказал сомнение в подлинности Посланий, например, Иакова, Иуды, Павла к Евреям и Апокалипсиса Иоанна Богослова. Это было в 1522 году. Ученики Лютера пошли еще дальше. До начала 17 века не считали каноническими 2 Послание Петра, 2 и 3 Послания Иоанна, Послание Иуды, Апокалипсис. Так и дальше пошло, многие и позже сомневались в подлинности некоторых Посланий апостола Павла, кто-то отвергал подлинность пяти его Посланий, другие признавали только четыре. И вообще установился подход к Священному Писанию, как к случайному сборнику письменности первохристиан. Наконец дошло до того, что усомнились в подлинности вообще всех книг, даже Евангелий. Тут взялись за голову, и начался обратный процесс, потому что поняли, куда пришли. На что же опираться, если даже то, что противопоставлялось Преданию как источник истины, разбито, разгромлено.
Началась обратная работа, и все Священное Писание все-таки приняли за подлинное. Но опять же не было главного критерия истины, а были лишь косвенные, второстепенные. Потому что в Священном Писании есть и внутренние свидетельства подлинности, способные выдержать любую критику. Например, одно время нападали на них, объявляя, что все это - мифы о Христе, что ничего не было, что история Христа была придумана во 2 веке. Но при внимательном чтении Священного Писания видна его глубокая историчность, видно, насколько точно оно отображает те политические, религиозные процессы, которые были свойственны Палестине этого времени.
Когда мы сравниваем то, что написано в Евангелиях, с тем, что написано в независимых, как сейчас говорят, источниках исторических, то мы видим во всем сходство. Как в Евангелиях отражается политическая картина на протяжении от Рождества Христова до Его смерти; как отмечено правление династии Ирода Великого, как сначала он был царем иудейским, как после его смерти вся Палестина была разделена на четыре части, как потом одна часть осталась за правителем - потомком Ирода, а остальные были во власти римского прокуратора. Видим, что везде стоят римские гарнизоны, и это в Евангелии отмечается; видим указания на то (как упоминают и другие источники), что ходили разные монеты. Упоминается и сикль еврейский, и дидрахма греческая, и динарий римский, потому что исторические, культурно-политические слои там пересекались - в это время была эллинизация этой земли, и еврейские монеты там оставались, и римские были в ходу. Упоминаются древние названия городов. Там быстро менялись события, менялись правители, города переименовывались, и названия городов сохранились именно те, которые были во времена Христа.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.