Свидетельства церковного предания. Церковная письменность второй половины 2 века, страница 3

Очень подробно описывается религиозная жизнь Палестины. Мы видим  две  партии  -  фарисеев и саддукеев, о которых говорят другие  историки,  например,  Иосиф Флавий;  видим их  особенности - фарисейское лицемерие, внешнее старание соблюсти законы, видим и саддукейское свободомыслие, следовавшие  греческой культуре и отрицавшие важнейшие догматы (возможность воскресения,  существование  духов).  Все это видно. Живо изображаются все споры, все особенности взглядов разных людей.

Специалисты по языку  и  стилистике  отмечают,  что  язык Евангелия, хотя и греческий, какой был принят тогда как основной язык на Востоке,  но видно,  что писали евреи,  чей родной язык был  не греческий.  Как свидетельство в пользу истинности Евангелий, того,  что они возникли именно в  то  время,  когда возникли, есть указания на врагов христианства. Например, языческий писатель Цельс,  который жил во 2 веке, критически-иронически разбирает всю евангельскую историю и вместе с тем видно, что он знает все четыре Евангелия.

Конечно, в  самом Писании мы видим как бы самодействующую силу - силу живого  Слова  Божия,  напитанного  Духом  Святым. Сколько мы  знаем примеров из жизни святых,  например,  о том, как будучи в Церкви, они слышали Слово Божие прочитанное; как, например, Антоний Великий услышал притчу о богатом юноше - как сказал ему Господь:  "Если хочешь быть совершенным, продай все имение, раздай  нищим  и следуй за мной".  И вот он продал все свое имущество и раздал деньги,  а потом опять пришел  на  богослужение и услышал другие слова - о том, что не должен заботиться о завтрашнем дне, он сам будет заботиться о себе. Тогда он пришел домой и раздал все, что у него еще оставалось.

Мы  видим  в  жизни  много примеров, когда простое чтение Евангелия производит на человека такое пробуждающее  действие, что  человек преображается, начинает думать, душа его начинает как бы метаться. Но куда идти, где найти Христа? Об этом человек может узнать только от тех, кто уже идет этим путем.

Даже свидетельства людей,  которые не  принимали  христианство в закон своей жизни,  тоже служат в его пользу, говорят о его силе. Например, Герцен в свой книге "Былое и думы" писал о том,  что в молодости любил иронию,  насмешку,  свободно обо всем мыслил.  "Но никогда, - пишет он, - не брал я Евангелия с легкомысленным чувством.  Всегда я его брал в руки с трепетом, и оно всегда проливало какой-то мир и покой в мою душу".

Само евангельское  повествование  свидетельствует  о том, что его писали очевидцы.  В частности, вышла книга митрополита Вениамина Федченко "О вере,  неверии и сомнении".  Он приводит диалог с девушкой,  которая во всем сомневалась и пришла с ним поговорить. И тут он ей сказал:

"Вот Евангелие. Что такое оно есть? Мы говорим: "Откровение Божественное”, "Слово Божие". Если "откровение", то оно не доказывает, а просто показывает,  открывает нам тот  мир,  его несомненную действительность  и истину.  Ну вот,  я открою где попало; и мы с вами почитаем и - увидим тот мир.

Я открыл  случайно Евангелие от Марка,  и пальцы упали на конце 5-й главы. Читаю ей про воскресение дочери архисинагога: "И, взяв  девицу за руку,  говорит ей (Христос):  талифа, куми! что значит: девица, тебе говорю, встань. И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление. И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал; и сказал, чтобы дали ей есть" (ст. 41-43).