Система активного контроля наружного диаметра штоков амортизаторов, страница 2

Основной смысл применения активного контроля заключается  в повышении точности обработки, что достигается компенсацией  технологических погрешностей. Однако этот важнейший аспект  проблемы активного контроля не укладывается  в рамки представлений  современной прикладной  метрологии.  Задача повышения точности активного контроля  носит комплексный характер и должна решаться комплексными  методами повышения точности всех элементов системы СПИД.  Точность активного контроля зависит от порогов  чувствительности  исполнительных органов станка,  точности предварительных и заготовительных операций, качества режущего инструмента,  тепловых и силовых деформаций  системы СПИД, режимов резания, т.е. факторов, которые с позиций современной  прикладной метрологии являются  совершенно «неметрологическими». И  тем не менее без изучения этих факторов нельзя серьезно заниматься  вопросами регулирования размеров.

Решение вопросов активного контроля возможно только на основе синтеза, на стыке прикладной метрологии и  технологии машиностроения, что соответствует другой важнейшей тенденции развития  современной науки, заключающейся в том, что наряду с дифференциацией наук и дисциплин, отчетливо наметилась тенденция к их синтезу. Успехи  современной науки объясняются тем,  что она рассматривает отдельные отрасли знаний не изолированно, а как часть единого целого комплекса знаний. Именно тенденции к синтезу  требует расширения профиля значения выпускаемых специалистов. Значение синтеза определяется также тем, что только на этой основе возможно наиболее успешное решение  вопросов оптимизации и автоматизированного проектирования. Решение вопросов синтеза занимает особое место в материалах, публикуемых в данной монографии.

Активный контроль наиболее органично вписывается в проблему автоматизированного проектирования (САПР).  При активном контроле вследствие свойства адаптации получаются более простые математические модели систем регулирования, которые относительно легко поддаются формализации. Наиболее простые математические модели  характерны для систем активного контроля, обладающих основным контуром регулирования, замыкаемым главной обратной связью, т.е. для систем, у которых выходным параметром является  непосредственно размер обрабатываемой детали. Такие системы имеют наибольшие компенсационные возможности, т.е. наибольшие адаптивность и инвариантность.

Другими предпосылками при активном контроле  автоматизированного проектирования являются: наличие строгой научной классификации систем активного контроля;  развитие блочно-модульного  принципа их построения, а также наличие широко развитой унификации этих устройств;  разработка теоретических основ  активного контроля,  что является предпосылкой для создания его матобеспечения;  системный, комплексный подход к вопросам точности. Как говорил академик А.И.Берг, нельзя  автоматизировать хаос.

1. Анализ существующих систем активного контроля

Повышение уровня автоматизации оборудования и контроля привело к созданию металлорежущих станков с автоматической подналадкой по результатам контроля детали сразу после прекращения обработки. В этих станках регулирование процесса обработки производится автоматически и период подналадки становится минимальным.

Автоматические средства контроля можно разделить на средства пассивного (приемочного) и активного (управляющего)  контроля.

Средства пассивного автоматического контроля производят приемку и разбраковку (рассортировку) деталей с большим сдвигом во времени после их изготовления. Они отделяют бракованные детали, не допуская их проникновения на сборку, и обеспечивают таким способом   качество  продукции.  Средства   пассивного  контроля   не   возможно действуют непосредственно на ход технологического контроля. Полученная информация используется для регулирования процесса при значительной величине периода подналадки. Пассивный контроль не  предупреждает  появление брака.