Шлицевые соединения по сравнению со шпоночными, обладают более высокой нагрузочной способностью, создают меньшую концентрацию напряжений в валах, а, следовательно, обеспечивают более высокую выносливость валов, создают лучшую центровку деталей на валах.
Для тяжело нагруженных соединений в общем машиностроении наиболее распространены прямоточные шлицевые соединения (бывают: эвольвентные, треугольного профиля шлицы – применяют в тракторостроении).
В зависимости от размера и количества шлицов (а следовательно, и от нагрузочной способности при одинаковом диаметре) различают три серии соединений:
1. Легкая, применяемая для подвижных или слабо нагруженных соединений ( допускающих осевое перемещение втулки по валу );
2. Средняя, применяется для умеренно нагруженных соединения, у которых перемещение втулки происходит без нагрузки;
3. Тяжелая, предназначена для наиболее тяжелых условий работы, т.е. нагрузка знакопеременная с ударами.
Рис. 6.3 Шлицевое соединение
Расчет шлицевых соединений выполняется обычно как проверочный по напряжениям смятия по следующей формуле:
Где - напряжение смятия, МПа;
Мi - расчетный крутящий момент, Н мм;
dc - средний диаметр лицевого соединения, мм:
dc = 0,5 ( D + d),
гдеD - диаметр вала, мм;
d - диаметр впадин зубьев, мм.
z - число шлицев;
h - высота поверхности контакта, мм
h =0.5(D-d)-fb-fc
l – длина шлицев, на которой находится зубчатого колеса или муфты;
- коэффициент, учивающий неравномерность распределения нагрузки между шлицами:
Валы I и II являются шлицевыми. Для них рассчитаем напряжение смятия:
для I вала
для II вала
6.7 Выбор подшипников, устанавливаемых на валах и на шпинделе
Подшипники качения являются основным видом опор. Их широкое использование на производстве обусловлено такими преимуществами: малый момент трения, проста монтажа и эксплуатации, маленький расход смазки, высокая степень стандартизации и централизованное изготовление, высокая нагрузочная способность на единицу ширины подшипника, меньшие требования к термообработке посадочных шеек валов, надежная работа в условиях частой остановки и пуска привода.
К недостаткам подшипников качения относят низкую долговечность при условии высоких скоростей и ударных нагрузок, большого рассеевания (уменьшение) срока службы, большие радиальные размеры и масса, большая поперечная жесткость, повышенную шумовую характеристику при высоких скоростях, необходимость специального оборудования. Характеристикой шарикового радиального однорядного подшипника есть неразборный наиболее простой и дешевый, используется в качестве универсальных опор в разнообразных узлах. Предназначенный для получения радиальных нагрузок при высоких частотах вращения, также может получать и реверсивную осевую нагрузку в границе от 70% от неиспользованной радиальной нагрузки. Область применения: жесткий двухопорные валы с расстоянием между опорами . Характеристики и основные элементы приведены в таблице 15 стр.255 [Анурьев].
Подшипники качения выбирают по динамической и статический грузоподъемности. Выбор рационального размера подшипника зависит от характера груза, его величины, направление, частоты обращения, условий эксплуатации.
По динамической грузоподъемности подшипники выбирают при частоте обращения .
Так как были выбраны предварительно по диаметру вала, то расчеты сводятся к проверке выбранного подшипника и уточнение его типа, диаметра, серии(были выбранные шариковые радиальные однорядные подшипники по Госту 8338-85, (табл.9.6, [Анурьев]).
Выбор подшипника по динамической грузоподъемности состоит в проверке его расчетной долговечности при заданных условиях работы.
Расчетная долговечность подшипника Lh , выраженную в часах, при частоте вращения n, об/мин, определяют по его динамической грузоподъемности (табл. П4, П8, [Чернилевск], стр.229,233) и эквивалентной нагрузке Р по формуле:
где р – показатель степени, р=3;
с – динамическая грузоподъемность данного размера подшипника, Н;
Р – эквивалентная нагрузка на подшипник, Н.
Эквивалентную динамическую нагрузку - для шариковых радиальных подшипников и для роликовых радиально-упорных конических подшипников определяют по формуле:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.