в) описание функционирования системы (физику действия), ее полезные функции;
г) описание вредных функций и других недостатков исходной системы;
д) ограничения, налагаемые на решение, другие пожелания задачедателя по решению;
е) что будет хорошо и что может быть плохо в случае решения задачи;
Примечание. Если по какому-то из пунктов у задачедателя нет ответа, остаются неясности, то для уяснения использовать методологию аналитического этапа ФСА, функциональный анализ, диагностические таблицы.
4. Проверьте правильность постановки задачи (отсутствие типовых ошибок, приведенных в приложении 2). При необходимости устраните ошибки и сформулируйте задачу заново.
5. Проверьте достаточность представленной задачедателем информации и степень своего понимания задачи. Для этого необходимо построить ряд простых моделей задачи (ситуации), вепольные модели и т.п. Изложите задачедателю и другим участникам работы суть задачи как Вы ее поняли.
Примечания: 1. Если оказывается, что принцип действия системы не вполне ясен, сформулируйте и решите исследовательскую задачу. 2. Если информации недостаточно для построения моделей, уточните ее и постройте модели повторно. 3. Если информации чересчур много (модели сложны и запутанны) попробуйте выявить основные конфликты.
6. Проведите экспресс - прогноз развития исходной системы с целью выявления дополнительных задач.
7. Выявите известные решения аналогичных задач в данной области, а также в ведущей области техники. Выясните, чем они не удовлетворяют задачедателя. Уточните перечень ограничений по п. 3 д).
8. Проведите ряд упражнений на снижение психологической инерции, еще раз проверьте условия задач на отсутствие терминов. Еще раз уточните перечень ограничений.
9. Если в результате анализа ситуации у Вас появилась группа задач, проведите свертывание и выявление ключевой задачи.
10. Выберите направление решения задачи и инструмент для ее решения в зависимости от условий:
а) если возможен перенос известного решения - задача решена;
б) если исходная система признана неперспективной, необходимо использовать стандарты на синтез веполей, законы развития технических систем;
в) если исходная система остается, и попытка использовать известные решения приводит к противоречию, следует рассмотреть возможность компромиссного решения.
Типовые формулировки условий задачи
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.