Организационно-технические мероприятия ФСА включают создание постоянно действующих органов ФСА на предприятии, организацию работ по поиску новых решений, их экспертизе и внедрению. К постоянно действующим относятся служба ФСА, организующая всю работу, и совет ФСА – руководящий орган ФСА на предприятии. Работа по поиску новых решений ведется с помощью временной рабочей группы (ВРГ) – своего рода комплексной рабочей бригады, формируемой на время проведения данной конкретной работы. ВРГ работает под руководством ведущего, владеющего методологией поиска новых решений. В качестве членов ВРГ приглашаются специалисты, имеющие отношение к разным этапам производственного цикла совершенствуемого изделия (или технологии), а также несколько человек, не связанных непосредственно с данной системой, но обладающих хорошей творческой подготовкой и обширными знаниями в других областях техники. ВРГ позволяет разрешить одно из наиболее существенных противоречий, возникающих при совершенствовании техники: для того чтобы совершенствовать систему, необходимо прекрасно, до тонкостей, знать эту систему, то есть быть специалистом в данной области; но именно специалисты подвержены наиболее сильно психологической инерции, мешающей находить новое; дилетанты же, пусть даже широко образованные, владеющие методами поиска, но не знающие конкретно именно этой системы, не могут рассмотреть ее комплексно, выявить задачи и отобрать именно те, которые нужно решить в первую очередь. Коллективное творчество – сотрудничество работников разных специальностей, представителей разных служб и подразделений предприятия под руководством высококвалифицированного ведущего позволяет обеспечить высокую эффективность ФСА.
Каждый рубль, вложенный в проведение функционально-стоимостного анализа, способен приносить от 10 до 100 рублей прибыли.
Суть ФСА проста: нахождение гармоничного сочетания между свойствами продукта труда, действительно необходимыми потребителям, и величиной затрат ресурсов на создание этих свойств. При проведении ФСА может быть найдена и наиболее совершенная организационная структура, и рационализированы существующие изделия, технологии и материалы, и получены новые, наиболее экономичные.
Исследование объекта и его преобразование ведутся по схеме «потребность – проблема – задача – решение».
Общепризнанная эффективность от проведения ФСА столь очевидна, что в нашей стране применение ФСА было предусмотрено ГОСТ 15.001-89.
Предлагаемая версия ФСА является компилятивным материалом на базе известных работ,
.
Расчетная часть.
Рекомендации по выявлению и формулированию задач.
Настоящие рекомендации предназначены для ведущего ВРГ при проведении ФСА, для преподавателя ТРИЗ и ФСА в качестве руководства по решению практических задач в аудитории, а также для самоконтроля при индивидуальном решении задач.
1. Объясните членам ВРГ (слушателям) правила формулирования практической задачи:
а) указать цель решения задачи;
б) описать существующее положение и его недостатки;
в) в формулировке задачи избегать терминов и стремиться к тому, чтобы ее условие было понятно ребенку 12 - 14 лет.
2. Соберите предложенные задачи и предварительно рассортируйте их по темам (разделам) ТРИЗ.
Примечание. Этот шаг наиболее важен при обучении. При изучении того или иного инструмента ТРИЗ в качестве завершающего занятия по теме предлагается решать практические задачи с использованием этого инструмента.
3. Прослушайте вместе с остальными членами ВРГ (слушателями) рассказ задачедателя, который должен включать необходимые пояснения, рисунки, показ чертежей, по возможности образцов в натуре и т.п. Дайте возможность другим участникам работы дополнить рассказ, задать вопросы.
Рассказ задачедателя должен содержать также следующую информацию:
а) характеристику исходной системы, ее надсистем, подсистем;
б) сведения о ресурсах системы надсистемы, среды;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.