275
I
возрождения Речи Посполитой, позднее - установления собственно белорусской государственности. В середине XIX столетия национально-освободительное движение слилось с общероссийскими требованиями преобразования отсталой экономики, основанной на принудительном труде в условиях крепостного права, а также с революционно-демократическим направлением в политике, боровшимся за свержение самодержавия[30].
Античеловеческую сущность крепостнических отношений, препятствующих свободному развитию производительных сил общества, сдерживающих прогресс науки и техники, раскрывали в своих произведениях Юлиан Бокшанский, Франтишек Савич, Михаил Волович, братья Александр и Франтишек Долевские. Этот подход наметился еще в предшествующий период в отдельных работах Адама Ализаровского и Антония Загурского. Правда, в начале IXX века некоторые авторы пытались теоретически отстоять существующее положение дел, подчеркивая элемент упорядоченности и систематизированности, который крепостное право привносит в экономику и политику. С этих позиций проблемы человека и современного им общества осмысливали И. Головинский, К. Буйницкий, Г. Ржеусский и некоторые другие авторы.
В качестве иллюстрации революционно-демократического подхода можно рассмотреть программные документы народного восстания на Беларуси 1863 года, составленные его руководителем К. Калиновским (1838-1864). Получивший университетское образование в Москве и Санкт-Петербурге молодой политический деятель соединил требование национальной независимости с экономическими и общественно-политическими преобразованиями. Целью освободительного движения в Польше, Литве и Белоруссии он считал отделение от царской России, полную отмену крепостной зависимости крестьянства, наделение его землей и создание демократической республики трудящихся. В дальнейшем предполагалось всестороннее развитие народного образования, национального самосознания и языка, решение женского вопроса. Средства - вооруженное восстание и крестьянская
276
революция. Только радикальное решение всех указанных вопросов способно, по мысли К. Калиновского, сделать белорусов равноправными и социально активными, приобщить их к величайшим достижениям современной цивилизации, предоставить человеку возможность творческой самореализации, стимулировать его духовное совершенствование)^ 1]. Аналогичных взглядов, дополняя их методами широкой пропаганды и индивидуального террора, придерживались деятели революционно-народнического движения И. Гриневицкий, Н. Судиловский, Г. Исаев, А. Богданович.
Отмена крепостного права в России способствовала оживлению экономической жизни. Создавались новые промышленные предприятия, внедрялись передовые методы в сельское хозяйство, развивались рыночные отношения и свободная конкуренция. Белоруссия в составе Российской империи в значительной степени отразила указанные процессы. В осмыслении проблемы человека этого периода, проявились материалистические и позитивистско-сциентистские тенденции.
Философско-теоретическая интерпретация реалий промышленного переворота, в который вступила западноевропейская цивилизация в конце XIX века, выразилась в попытках объяснения сущности человека, опирающихся исключительно на новейшие данные естествознания, в положительной оценке научно-технического прогресса, способного перевести познание человека как социального субъекта и биологического вида на качественно более высокий уровень[32]. Любые отвлеченно-философские рассуждения на эту тему отвергались как"метафизические" домыслы, тем более - устаревшие религиозные предрассудки.
С позиций материализма и дарвинистской теории естественного отбора, в частности, осмысливали отношения человека с окружающей природной средой ученые, стоявшие у истоков деятельности Горецкой сельхозакадемии: А. Советов, И. Стебут, В. Докучаев, А. Людоговский, М. Рытов, А. Бажанов.
Первая мировая война показала, что человечество еще морально не готово воспользоваться плодами сверхбыстрого технического прогресса. Нравственная разобщенность
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.