279
Ксёндз Адам Станкевич (1891-1949), родившийся под Ошмянами в крестьянской семье, депутат польского Сейма, глава белорусской христианско-демократической партии, погибший в заключении после включения Западной Белоруссии в состав СССР, писал, что белорусы должны сохранять свою самобытность, не поддаваться ни восточному, ни западному влиянию, всеми силами развивать народный язык, религию, культуру[37].
М. Довнар-Запольский (1867-1934), известный представитель «западно-русизма», долго проживавший на территории БССР, в своих работах исследовал этно-физиологический облик белорусов, отличающий их от населения Украины и России, особенности мировосприятия, обычаев и традиций, служащие предпосылкой государственной самостоятельности[38].
Вместе с тем, национальное сознание белорусов развивалось народными поэтами и писателями БССР. Еще до революции Ф. Богушевич, Тётка (А. Пашкевич), Я. Купала, Я. Колас в образах простого крестьянского труда, близкого к природе, воспевали черты белорусского народного характера, призывали к установлению общества социальной справедливости. Впоследствии многие из них примкнули к марксистскому направлению[39], однако сохранили в своем творчестве белорусские национальные мотивы.
Вообще марксистская антропология подчиняет национальный вопрос классовому пролетарскому самосознанию, считает его второстепенным, сравнительно с задачами борьбы антагонистических классов и пролетарской революции. В 20-30 гг. проблему человека с позиций исторического материализма и диалектической методологии рассматривали Б. Быховский, С. Вольфсон, С. Каценбоген, Р. Выдра. По их мнению, определяющим фактором социальной жизни является способ производства, который представляет собой совокупность производительных сил (люди, средства и предмет труда) и производственных отношений: экономических (собственность, обмен, распределение) и технологических. Производственные отношения составляют базис общественно-экономической формации, над которым надстраиваются социальная, классовая структура, политика, право и другие
280
формы общественного сознания. Сущность человека есть совокупность всех общественных отношений. Его духовное развитие предопределяется общественным бытием, материальными факторами.
Существует пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (социализм - первая стадия коммунизма). Из них только последняя соответствует критериям социальной справедливости, все остальные построены на эксплуатации человека человеком и непримиримой борьбе антагонистических классов (первобытные отношения не заслуживают внимания в силу крайне низкого уровня производительных сил).
Средство перехода от капитализма к коммунизму -социалистическая революция и диктатура пролетариата. Сущность коммунизма состоит в уничтожении частной собственности, обобществлении средств производства, неограниченном развитии производительных сил, создании бесклассового общества и воспитании новой личности, раскрепощенной, свободно реализующей потребность творческого коммунистического труда. Осуществление лозунга "от каждого по способностям - каждому по потребностям" составляет сущность марксистской антропологии.
С установлением советской власти Белоруссия достигла значительных успехов: открывались новые научные учреждения и учебные заведения, строились промышленные предприятия, в составе СССР была одержана победа в Великой отечественной войне. В творчестве представителей общественно-политической мысли этого периода отразилось восхищение достижениями социализма. В то же время тоталитарно-репрессивная государственная идеология эпохи культа личности И.В. Сталина не позволяла создать полную адекватную картину социалистического строительства, замалчивала факты массовых необоснованных репрессий, широкомасштабного применения низкоквалифицированного принудительного труда.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.