В середине 70-х годов общество вступило в состояние застоя, обострилось противоречие между отсутствием частной инициативы и необходимостью творческих научно-технических инноваций. Осмысление проблемы человека в этот период
281
зачастую сводилось к механическому воспроизведению программных документов ЦК КПСС и работ классиков марксизма-ленинизма, попытки творческого подхода воспринимались как проявления инакомыслия. Однако уже в это время обозначились тенденции, достигшие полного развития только с началом перестройки, гласности и демократизации в конце 80 - начале 90 годов[40].
Критика "отдельных недостатков" социализма, «пережитков прошлого» позволила осмыслить элементы догматизма, все шире проникающие в марксистскую антропологию, придающие ей характер иррационалистической веры в "светлое будущее".
Под видом разоблачения "буржуазных фальсификаций" проблемы человека осуществлялось ознакомление научной общественности с передовыми течениями современной западной философской антропологии, единственно возможное в отсутствие первоисточников и полноценных переводов. Сама "критика" сводилась, по большей части, к формальной констатации отличия этих направлений от ортодоксально-марксистской трактовки.
Имело место органичное включение отдельных элементов западной мысли в рамки марксистского учения. К примеру, в области методологии научного познания разработки коллектива авторов Белгосуниверситета (B.C. Стёпин и его последователи), касающиеся специфики научных революций[41], во многом перекликались с новейшими идеями "критического рационализма", что значительно обогатило белорусскую диалектико-материалистическую антропологию, придало ей творческий развивающийся характер.
С началом демократических преобразований и распадом СССР в осмыслении проблемы человека произошли значительные изменения. Марксистский подход утратил главенствующее положение, хотя во многом еще сохранил свое влияние в кругах академической науки и в системе высшего образования. Однако попутно начали интенсивно развиваться иные трактовки гуманитарной проблематики, что в целом характеризует плюрализм мнений постсоветской идеологии.
В современных условиях в Республике Беларусь можно условно выделить следующие философско-антропологические
282
ения, переживающие период подъема: 1) Неорелигиозные направления издают обширную печатную продукцию, пропагандируют собственный взгляд на специфику человеческого существования в контексте мировых проблем современности[42]. Все большим влиянием пользуется Церковь евангельских христиан- баптистов, Общество сознания Кришны, дианетика, Церковь Виссариона, Центр мира Шри Чинмоя и другие подобные объединения[43]. С ними активно дискутирует православие, отстаивая традиционную для христианства трактовку проблемы человека[44]
2)
Развивается психоаналитическая
антропологияГ451
что связано с появлением большого количества
переводов
сочинении 3. Фрейда и других западных
психологов
выполненных в основном российскими
переводчиками. Вообще
деятельность российских издательств, а также
международных
фондов, позволяют белорусской научной
общественности
приобщиться к важнейшим достижениям
современной западной
мысли.
3)
Новейшие направления собственно философской
антропологии [46] постепенно получают
развитие на
территории Белоруссии. Появляются отдельные
публикации,
осмысливающие проблему человека в духе
постпозитивизма,
"философии жизни"[47],
персонализма[48], экзистен
циализма^].
Среди этих течений все большим влиянием пользуются идеи постмодернизма (деконструктивизм, постструкту-рализм)[50]; в периодике и научных сборниках печатаются статьи молодых последователей этого течения, проводятся конференции, осуществляются переводы и оригинальные опыты постмодернистской интерпретации классических текстов.
В целом белорусские исследователи продолжают активно участвовать в осмыслении проблемы человека, демонстрируют многообразие подходов и творческую оригинальность в разработке антропологической проблематики.
283
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.