Во-вторых, земная жизнь человека должна быть строго упорядочена и наполнена содержанием, пренебрегать ею не следует. Помогать в этом мирянам должен профессионал-священник, широко образованный и научно эрудированный, который за свою "работу" получает заработную плату -церковную десятину. Церковь, таким образом, приобретает имущественные интересы и становится необходимым учреждением общественной жизни.
Третий вывод состоит в том, что римские понтифики (папы) имеют право обладать светской властью, должны повелевать светскими государями и крепить, таким образом, единство христианского мира.
Для конкретных условий Белоруссии из последнего вывода проистекала необходимость церковной унии -религиозного компромисса, подчиняющего православное население власти Римского папы при сохранении прежней внешней атрибутики и обрядности. Таким образом, в рамках Речи Посполитой как единого польско-белорусско-литовского государства снимались обострившиеся религиозные противоречия. Петр Скарга, И, Пацей, К. Тарлецкий, М. Лашч и другие общественные деятели утверждали, что только в этих условиях можно сохранить целостность государства, избегнуть внутренних беспорядков, повысить уровень образования и благосостояния народа в целом[16]. Их взгляды вызвали сочувствие у многих ведущих представителей социально-политической и философской мысли Белоруссии, однако часто встречалось напоминание, что уния должна проводиться
270
ненасильственными методами, уважительно и тактично. В частности, об этом пишет Л. Сапега униатскому архиепископу Иосафату Кунцевичу [17]. Об этом же говорили Н. Ленчицкий, И. Руцкий и другие авторы.
Полностью реализовать указанную программу в середине 17 века не удалось по причине военного вмешательства со стороны протестантской Швеции и Московского государства, а также "казацких войн" православного населения Украины, опасавшегося польского засилья и частично отколовшегося от Речи Посполитой. Тем не менее уровень духовной культуры в этот период значительно вырос во многом благодаря просветительской деятельности католического духовенства.
Наблюдая за успехами иезуитов в этой области, православное землячество в "братских" школах тоже развернуло обширную образовательную программу, направленную в значительной степени на низшие сословия, традиционно приверженные этой конфессии. Это выразилось в стремлении повысить уровень грамотности крестьян и жителей городов - "мест" (мещанства), создании новых азбук и грамматик белорусского языка. Опираясь на деятельность православных братств, просветительством занимались братья Лаврентий и Стефан Зизании, Милетий Смотрицкий, Симеон Полоцкий, Афанасий Филиппович, Георгий Конисский, Игнатий Иявлевич и другие мыслители[18].
На более высоком уровне изучались дисциплины, характерные для средневековых университетов: латынь, поэтика, аристотелевская логика, риторика и другие свободные искусства. К примеру, Симеон Полоцкий в стихотворной форме популяризирует теорию четырех типов темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик), описывае^ функционирование пяти органов чувств, воспроизводит основы нравственно-правовых и общественно-политических знаний[19]. Поэтому когда он и другие белорусские деятели православия в ходе перипетий политической борьбы попадали в Московское государство, где до реформ Петра 1 господствовали традиции первоначального христианства, европейский уровень их образованности поражал
271
современников, доверявших им воспитание детей царской фамилии и другие ответственные должности. Значительный вклад в развитие российской духовной культуры внесли в этот период Симеон Полоцкий, Епифаний Славинецкий, Феофан Прокопович и другие выходцы из западно-русских земель.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.