Философская мысль Беларуси: от Ф.Скорины и С.Полоцкого к проблемам национального самосознания и культуры, страница 3

В "Прадмовах i паслеслоуях" в полной мере выявились ренессанские гуманистические ориентации творчества Ф. Скорины [6]. Он составляет краткую аннотацию важнейших глав Библии и поясняет необходимость их углубленного изучения, исходя из повседневных человеческих запросов. Таким образом чисто религиозные аспекты в значительной степени отходят на второй план, антропологическая проблематика составляет основное содержание исследовательского процесса. Библейские примеры приобретают нравственно-символический и отвлеченно-назидательный смысл. Попутно Ф.Скорина связывает их с важнейшими разделами светского гуманитарного знания, излагает основы теории естественного права, семи свободных искусств и т.п.[7]

В дальнейшем дело белорусского гуманиста-просветителя продолжили его последователи, известные деятели протестантизма и реформации. Многие из них стояли на позициях арианства (направления, возникшего в первых веках христианства и отрицавшего догмат Единосущной Троицы), поэтому назывались антитринитарии. Человеческую природу они взяли за отправную точку своих рассуждений, что, в частности, выразилось в игнорировании божественных аспектов личности Христа. Некоторые антитринитарии вообще пришли

266


к отрицанию религии, склонились к вольнодумству и атеизму. Во всяком случае, большинство из них радикально переосмыслило роль религиозной веры и церкви в жизни человека в духе протестантизма, занималось просветительством и развитием светского знания.

Типичными примерами может являться деятельность Сымона Будного[8], Василия Тяпинского, Андрея Волана, Петра Ганезиуса, Лаврентия Крышковского, Фабиана Доманевского, Яна Лициния Намысловского, Мартина Чеховица, которые в 16 веке занимались переводами библейских текстов и организацией на территории Беларуси новых типографий; вели обширную переписку с известнейшими представителями западноевропейской реформации по поводу как отвлеченно-теологических и философских вопросов, так и конкретно-политических событий разворачивающейся религиозной борьбы (преследование "еретиков", крестьянская война в Германии, гугенотские войны и Варфоломеевская ночь во Франции); проводили открытые диспуты как между собой, так и с представителями других конфессий по проблемам отношения к собственности и государственной власти, религиозной терпимости и свободы совести.

Обеспокоенный успехами протестантизма и тради­ционно твердой позицией православия католицизм тоже попытался провести на территории Беларуси ряд мероприятий, отвечающих внутренним духовным запросам ее населения. В начале 17 века в этой области были достигнуты значительные успехи. Низам общества была предложена церковная уния, первоначально встреченная с сопротивлением, однако постепенно привлекшая некоторую часть верующих. Однако главные   достижения    связаны    с   просветительскими мероприятиями иезуитского ордена, открывшего в этот период ряд школ и коллегий. Система преподавания, основанная на опыте западно-европейских средневековых университетов, блеском латинизированной учености привлекла в первую очередь представителей многочисленной мелкой шляхты. Это сословие сформировалось в непрерывных войнах XVI-XVII вв., включило в себя значительную часть народонаселения и, не обладая высоким имущественным цензом, изначально

267


претендовало на роль духовной элиты общества. Средневековая схоластика 12-13 вв. вполне удовлетворяла этим запросам, поскольку оперировала латынью - мертвым языком церкви, науки и философии, требующим специального изучения и недоступным обычному человеку. В содержательном плане философия католицизма, рассматривая проблему человека, восстановила аристотелевско-рационалистическую традицию античности и явилась первым этапом в развитии научного подхода, после длительного периода "темных" веков раннего западно-европейского средневековья. На территории Беларуси в XVII- начале XVIII вв. она пережила период своего второго рождения, многие белорусские мыслители этой эпохи опирались на ее достижения в разработке своей философской антропологии.