Философская мысль Беларуси: от Ф.Скорины и С.Полоцкого к проблемам национального самосознания и культуры, страница 6

Постепенно религиозный подход к проблеме человека утрачивает свои позиции, что обусловлено развитием эмпирического естествознания Нового времени. В Западной Европе на протяжении XVII-XVIII вв. научно-технический прогресс охватывает все стороны общественной жизни. Религиозные распри, отражавшие борьбу формирующегося техногенного социума с устоявшимся средневековым мировосприятием, уходят в прошлое. Различие религиозной догматики, межконфессиональное несходство оценок человеческого существования перестают волновать исследователей. В сферу их интересов попадает разработка методов научного экспериментирования, общая формализация критериев научности[20].

На осмысление проблемы человека все в большей степени начинают оказывать влияние новейшие достижения в области естественных и точных наук: физики, химии, биологии, математики. Они способствуют концептуальному оформлению взглядов на человека, как природного существа, никак не связанного с высшими сверхъестественными силами. Религиозные вопросы перестают вызывать ожесточенную полемику, они просто отходят на второй план. Многие деятели религиозного культа в 18 веке ставят физические опыты, изучают окружающую природу, создают естественно-научные концепции. Вместе с тем активно развивается светская наука первоначально как поле деятельности энтузиастов, занятых в других отраслях хозяйственной жизни; позднее возникают государственные научные учреждения. Правда последнее для Белоруссии не характерно в силу общего кризиса государственной власти, обострившегося в конце XVIII века.

Элементы естественно-научного подхода к антропологической проблематике можно встретить у ряда белорусских мыслителей этого периода. Противоречиво соединяясь с традиционными религиозно-теологическими


представлениями, они присутствуют в творчестве Георгия Конисского и Бенедикта Добшевича[21], Игнатия Быковского и Антона Скорульского.

Казимир Нарбут (1738-1807), один из представителей католического ордена пиаров на Беларуси, в своих сочинениях активно выступил против средневековой схоластики, отстаивая необходимость применения к осмыслению проблемы человека новейших достижений естествознания[22]. Он раскрывает общественную природу человека, отстаивает идеи естественного права и общественного договора. Целью социальной жизни является достижение всеобщего счастья. Государство призвано гарантировать гармоническое сочетание интересов отдельных личностей, для чего каждый индивид добровольно жертвует частью своих природных прав в его пользу (отчуждает часть собственности в форме налогов, подчиняется законам и т.п.). Поэтому государство должно защищать справедливость, заботиться о равноправии граждан, повышать уровень их благосостояния и образованности. Религиозный подход к объяснению общественной жизни отвергается, проблемами человека должна заниматься не теология, а наука. Поэтому К.Нарбут широко пропагандирует создание на Беларуси общедоступной светской системы обучения[23].

Анёл Довгирд (1776-1835), также связанный с деятельностью ордена пиаров, преподавал в Виленском университете и учебных заведениях Лиды, Витебска, Щучина и других городов Беларуси. В своих работах большое внимание уделял вопросам детской психологии, педагогики, индуктивной логики, философии "здравого смысла". Идеалом научного подхода этот мыслитель считал методы естественных и точных наук, в первую очередь физики и математики. При этом он обнаруживал глубокую эрудицию, всестороннее знакомство как с конкретно-научными разработками Ньютона, Кеплера, Галлилея, Коперника, так и с философскими произведениями основоположников естественно-научной методологии Нового времени - Ф. Бэкона, Р. Декарта и др. С этих позиций А. Довгирд критиковал некоторые положения зарождающейся немецкой классической философии[24], занятой анализом априорных форм "чистого разума", абстрагировавшейся от апостериорного, связанного с опытом их содержания.



272


273