Философская мысль Беларуси: от Ф.Скорины и С.Полоцкого к проблемам национального самосознания и культуры, страница 2

Аналогичных взглядов придерживается Ефросинья Полоцкая (1110? - 1173), первая женщина на территории Беларуси, причисленная к лику святых. Примером своей жизни она утверждала идеи просвещения, нравственного подвижничества, стремления к высоким моральным ценностям[3].

Кирилл Туровсккй (1130?-1182?) являлся автором многочисленных церковно-литературных произведений, в которых глубоко затронута антропологическая проблематика[4]. Бог уподобляется творцу-Демиургу, создающему все многообразие мироздания, в том числе человека - венец творения. Спасение достигается постижением Иисуса Христа и Божественной Троицы. В лице Иисуса осуществилось духовное единение Бога с человеком и человечеством. Он ведет по пути спасения всех людей, над которыми изначально тяготеет грех Адама. Однако каждый индивид имеет возможность свободного выбора, поскольку следование идеалам православия не является легким делом и требует значительных усилий. Автор терпимо и тактично высказывается против пережитков языческих культов, обожествляющих не Творца, а творение - силы природы, а также

264


против арианской ереси, в первые века христианства отрицавшей богочеловеческую сущность Христа. Кирилл Туровский восхваляет деятельность Никейского собора, утвердившего основы христианского Символа веры - учение о триединстве Бога и единосущности Бога-Отца и Сына. Общественные отношения осмысливаются в иносказательной форме, опираясь на евангельские притчи про слепого (тело) и хромого (душа), которые помогают один другому проникнуть в "сад"-виноградник божественного познания. Прославляются духовные идеалы монашеского служения, противоположные несовершенству земной государственной власти.

После образования Великого княжества Литовского и, в дальнейшем, объединения его с Польшей в рамках единой Республики (Речи Посполитой), влияние православия в значительной степени сохранилось. Однако при этом население Беларуси вошло в сферу воздействия западноевропейской цивилизации, поэтому в его духовной жизни появились элементы антропологии католицизма, а также течений, новейших для 15-16 вв. - гуманизма и реформации. Католицизм особенно усилился в 17 веке, что было связано с так называемой контрреформацией (борьбой за нравственное обновление деятельности папского престола в Риме, подвергнутой критике со     стороны     протестантизма),     просветительскими мероприятиями Общества Иисуса (иезуитского ордена) и установлением церковной унии, смягчившей противоречия с идеологией православия.  Последнее тоже занималось просвещением в рамках религиозных братств и выдвинуло из своей среды многих известных мыслителей (Симеон Полоцкий, X. Филалет, Л. Зизаний, М. Смотрицкий и др.) В конце 17 -начале 18 века на осмысление проблемы человека повлияло развитие эмпирического естествознания Нового времени. В крайних  формах  это  влияние  вело  к  возникновению свободомыслия и атеизма (К. Лыщинский, Л. Крышковский, М. Чеховиц, С. Лован, К. Бекеш, Я. Доманевский и др.).

В целом на протяжении указанного периода философская антропология формируется как род профессиональной деятельности. Она отличается многообразием направлений, сочетающих подчас острую полемику с терпимостью и взаимной уважительностью [5].

265


Величайшим деятелем гуманизма и реформации является Франциск Скорина (14907-1551). Протестантизм проник в Великое княжество Литовское вскоре после своего возникновения и был здесь поддержан представителями верхушки общества (магнатерией), которую привлекли идеи секуляризации церковного имущества и соединения в ее руках светской и духовной власти. Отрицание роли церкви как посредницы между Богом и человеком, концепция индивидуального мистического богопознания, поставили проблему перевода Святого Писания на живой общедоступный народный язык с латинского или церковно-славянского, а также массового тиражирования этих переводов. Основоположником в этой области явился Ф. Скорина. Он издал типографским способом важнейшие религиозные тексты на белорусском языке, а также осуществил их комментирование.