На (см. Рис. 3.4) приведен листинг с примером №1.
Пример №2
Задание. Показать, что столбцы
, ,
линейно зависимы, используя операцию умножения векторов на скаляр.
___________________________________________________
Последовательность действий.
1. Ввести сопроводительный текст "Пример № 2" в правом верхнем углу листа. (см. Пример №1 п.1)
2. Определить векторы-столбцы , , .
q Ввести сопроводительный текст "Исходные векторы" (см. Пример №1 п.1)
Рис. 3.4. Листинг программы MathCAD (Пример №1)
q Определить векторы (последовательность действий см. в Примере №1 п.2), ,
q Определить вектор , скопировав и отредактировав вектор . Общий подход описан в параграфе "Редактирование и манипулирование формулами"
§ Щелкнуть указателем мыши на выражении .
q Манипулируя клавишами "стрелки" и "пробел" переместить и охватить выражение синим уголком.
§ Скопировать выражение в буфер обмена, нажав кнопки "Ctrl"+"Insert"
§ Вставить скопированное выражение, для этого:
§ Расположить указатель мыши правее выражения и нажать левую кнопку мыши. На месте вставки выражения появиться красный крестик ,
§ Вставить выражение из буфера обмена, нажав клавиши "Shift"+"Insert",.
§ Отредактировать выражение (подробности см. в параграфе "Редактирование формул").
§ Щелкнуть на формуле и манипулируя стрелками разместить курсор перед цифрой "1", ,
§ Удалить цифру "1", нажав клавишу "Delete".
§ Ввести цифру "2".
§ Остальные элементы выражения отредактировать самостоятельно ().
q Определить вектор , скопировав и отредактировав вектор. Проделать самостоятельно. В результате исходные векторы столбцы , , на экране примут вид
q Произвести горизонтальное выравнивание выражений.
Проделать самостоятельно. Подробности см. в параграфе "Горизонтальное выравнивание объектов (текста и формул)". В результате выражения примут вид.
2. Подобрать скалярные коэффициенты таким образом, что выполняется условие
, где 0 –вектор, элементы которого равны 0. Если не все коэффициенты =0, то векторы-столбцы линейно зависимы.
Ввести сопроводительный текст "Подбор числовых коэффициентов" по середине листа. (см. Пример №1 п.1)
Определить векторы-столбцы , , .
Проделать самостоятельно (см. п.1 настоящего примера). В результате выражение примет вид .
3. Проверить правильность подбора коэффициентов.
Ввести сопроводительный текст "Проверка" по середине листа. (см. Пример №1 п.1)
Произвести умножение вектора на скалярный коэффициент (, где i- меняется от 1 до 3) и суммирование полученных результатов
Последовательность операций.
§ Установить точку ввода выражения, расположив курсор ниже и левее слова "Проверка" и щелкнув левой кнопкой мыши. В точке ввода появится красный крестик.
§ Ввести имя переменной "sum"
§ Ввести
знак присвоения, нажав клавиши "Shift" +
":",
()
§ Ввести переменную
§ Ввести знак умножения, нажав клавиши "Shift" + "*"
§ Ввести переменную ,
§ Ввести знак сложения, нажав кнопки "Shift" + "+"
В результате получим выражение (Рис. 3.5 а))
§ Самостоятельно пописать два оставшихся слагаемых.
В результате получим выражение (Рис. 3.5 б))
Просмотреть результаты расчета.
§ Ввести правее выражения имя переменной "sum"
§ Ввести знак равенства, нажав клавишу "="
В результате получим выражение (Рис. 3.5 в)).
а) |
б) |
в) |
Рис. 3.5. Арифметические операции с вектором (Пример№2)
Следует отметить, что имя переменной "sum" должно располагаться на одном уровне или немного ниже выражения, так как расчеты ведутся всегда слева на право и сверху в низ. В противном случае переменная "sum" окрасится в красный цвет и выражение примет вид
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.