q Определить и заполнить матрицу А, В, используя шаблон матрицы (последовательность действий см. в Примере №1 п.2).
Для определения матрицы А необходимо: выбрать место для размещения матрицы, щелкнуть левой кнопкой мыши (появится красный крест), ввести имя переменной (А), ввести знак присвоения (клавиши "Shift"+":"), вызвать диалоговое окно Insert Matrix (клавиши "Ctrl"+"M"), ввести в текстовые окна Rows, Columns цифру 3, закрыть диалоговое окно, заполнить ячейки шаблона матрицы коэффициентами левой части системы уравнений.
q По аналогии определить матрицы В (ввести в текстовые окна Rows цифру 3, Columns цифру 1).
Последовательность действий и расположение выражения на экране монитора приведена на Рис. 3.12.
q Определить расширенную матрицу С, используя функцию augment(A,B) (см. параграф "Функции augment(A,B) и stack(A,B)") (последовательность действий см. в Примере №3) и вывести на экран значение полученной матрицы.
Расположение выражения на экране монитора приведена на
Рис. 3.12.
3. Определить ранг матриц А и С (см. Пример №4).
Ранги матриц A и С равны (rankA=rankC), следовательно система уравнений совместна и имеет единственное решение.
Последовательность действий и расположение выражения на экране монитора приведена на Рис. 3.12.
4. Решить систему уравнений методом Крамера.
q Ввести сопроводительный текст в две строки "Решить систему уравнений методом Крамера" и "Дополнительные матрицы".
q Определить дополнительные матрицы А1 и А2. Матрица А1 получается заменой первого столбца матрицы А вектором В, матрица А2 - заменой второго столбца матрицы А вектором В, а матрица А3 - заменой третьего столбца матрицы А вектором В.
q Для получения матриц А1 и А2, А3 использовать способ замены i-столбца матрицы Аi вектором В.
Последовательность действий рассмотрим на примере матрицы А1:
§ Скопировать в матрицу А1 матрицу А.
Для этого необходимо выбрать место на экране монитора и
нажать левую кнопку мыши (появится красный крестик обозначающий место ввода
выражения), ввести переменную А1 (последовательно нажать клавиши
"Shift" +"A",
".", "1"), ввести знак присвоения (клавиши "Shift" +":"), ввести переменную А ().
§ Заменить первый столбец матрицы А1 вектором В.
Для этого необходимо выбрать место на экране монитора и
нажать левую кнопку мыши (появится красный крестик обозначающий место ввода
выражения), ввести переменную А1 (последовательно нажать клавиши
"Shift" +"A",
".", "1"),ввести верхний индекс (клавиши "Ctrl"+"6", см. параграф "Верхний индекс и
столбы матрицы"), ввести в угловые скобки индекс столбца, который надо
заменить (ввести число 0), ввести знак присвоения (клавиши "Shift" +":"), ввести переменную В ().
§ Просмотреть значения матрицы А1.
Ввести переменную А1, ввести знак равенства (клавише "=")
Последовательность действий и расположение выражений на экране монитора для матриц А1 и А2, А3 приведена на Рис. 3.12.
5. Рассчитать три неизвестных х1 и х2, х3.
q Ввести сопроводительный текст "Расчет неизвестных".
q Для расчета неизвестной переменной х1 необходимо найти частное от деления определителя матрицы А1 на определитель матрицы А.
В MatchCAD для этого необходимо: выбрать место для размещения выражения и нажать левую кнопку мыши (появится красный крестик), ввести мя переменной - х1 (нажать клавиши "х", ".", "1"), ввести знак присвоения (клавиши "Shift"+":"), ввести имя матрицы А1, ввести функцию определителя (кнопки "Shift"+"|"), ввести знак деления ( кнопка "/"), ввести имя матрицы А, ввести функцию определителя (кнопки "Shift"+"|").
q Аналогично определить неизвестную переменную х2, х3.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.