ТРЕБОВАНИЯ К ИНЖЕНЕРУ-МЕХАНИКУ СДМ
Инженерному труду свойственны определенные особенности и функции. Исторически место и роль инженерно-технического труда определяются положением инженера в составе совокупного рабочего и связаны с обособлением умственного труда в связи с появлением машин, укрупнением производства, развитием функций регулирования, управления, координации, проектирования и конструирования [ку37].
Характер инженерного труда
Разделение и кооперация труда вызвали необходимость его координации, что и является первой функцией инженерно-технического работника.
Вторая функция его связана с созданием и применением машин, а затем и комплексов машин, потребовавших специальных знаний при их проектировании, производстве и эксплуатации.
Третьей особенностью, свойственной инженерному труду, является передача ему в связи с разделением труда наиболее сложных функций совокупного рабочего: функции координации, контроля, подготовки и организации производства, т. е. принятия решений.
Четвертой особенностью инженерного труда является его производственный характер, позволяющий определить предмет, средства и результат инженерного труда. Предметом инженерного труда являются, во-первых, технологический процесс в целом или отдельные элементы этого процесса. В качестве средств труда в первом случае выступают инженерные и управленческие методы, являющиеся средствами инженерно-технического труда совокупного рабочего. Естественно, что и эффективности инженерно-технического труда в этом случае оценивается по итогам, т. е. конечному результату.
Инженерный труд, как и всякий другой, имеет характерные индивидуальные особенности, направленные на получение и преобразование информации, подготовку и принятие инженерных решений. В качестве предмета труда выступает информация в различных ее проявлениях; в качестве средств труда — приспособления, облегчающие и механизирующие этот труд (счетно-решающие машины, средства связи, чертежные принадлежности и т. д.); в качестве результатов труда — преобразованная информация и инженерные решения.
Таким образом, инженер — это специалист, который, опираясь на теоретические знания, навыки, деловые и личностные качества, обеспечивает на основе анализа, расчетов, подготовки и принятия решений, а также других методов создание, преобразование или поддержание в работоспособном состоянии технических, технологических, экономических и других систем или подсистем с заданными критериями их функционирования.
Инженер-механик технической эксплуатации — это специалист с высшим образованием, работающий в подразделениях инженерно-технической службы предприятий и организаций автомобильного транспорта и обеспечивающий управление работоспособностью подвижного состава автомобильного транспорта.
Чтобы определить требования к инженеру-механику, рассмотрим мотивацию и область его деятельности, конкретные функции и решаемые задачи, наиболее вероятное его рабочее место.
Проведенный МАДИ анализ показал, что наиболее вероятными первичными должностями для специалистов, направляемых в УМС, являются мастер ремзоны (сервис-инженер)(28 %), механик (рем участка, линейный) (20 %), инженер ПТО (13 %). Характерно, что именно в связи с требованиями, определяемыми первичными должностями, руководителями отмечаются главные недостатки молодых специалистов: слабое умение работать с персоналом, и в частности показать при необходимости приемы работы, войти в контакт, вести разъяснительную работу; недостаточная профессиональная подготовка; слабое знание документации; низкая дисциплина и самокритика и др.
Несоответствие должности и профессиональной подготовки существенно сокращает успешность деятельности специалиста. Удельный вес специалистов, успешно выполняющих свои функции, сокращается в 3,5 раза при отсутствии инженерной подготовки по необходимой специальности и еще в 4,3 раза при отсутствии вообще инженерной подготовки. В последнем случае успешно выполняют необходимые функции только 4—5%.
Характер знаний, которые должен иметь специалист, определяется не только начальными должностями, но и последующим его продвижением в иерархии управления. Введем термин «траектория деловой карьеры специалиста», т. е. последовательность и этапы перемещения специалиста в иерархии управления и производства. Применительно к ИТС наибольший интерес представляет траектория перемещения инженера-механика от начальных должностей до руководителя этой службы — главного инженера предприятия.
Проведенный анализ показывает, что за 8—10 лет примерно 20 % специалистов достигают этого уровня, что с учетом выбытия из АТП и отрасли составляет около половины всех специалистов, остающихся в АТП. Наиболее характерными являются три схемы деловой карьеры инженера ИТС автомобильного транспорта.
Производственная схема (рис. 6.4, а), в соответствии с которой инженер в начале своей трудовой деятельности руководит первичными производственными рабочими коллективами — бригадами, участками. Ее вероятность 50—55 %.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.