Жизненный цикл машин
Затраты на устранение отказов в сфере эксплуатации почти в 10 раз превышают затраты на конструкторско-технологические мероприятия по их устранению или предупреждению. По данным американских специалистов, уменьшение эксплуатационных расходов на 3—5% оправдывает увеличение на 15—25% затрат на отработку изделий.
Инженерное обеспечение надежности на этапах научно-исследовательских (НИР) и опытно-конструкторских работ, подготовки производства, проведения всесторонних испытаний, обратной связи с эксплуатационниками должно постоянно совершенствоваться, получать четкое организационное оформление.
Рис. 1. Стадии жизненного цикла модели машины: 1 – годовой выпуск машин; 2 – парк машин /ко22/
Стадии жизненного цикла наглядно видны при рассмотрении изменения годового выпуска (кривая 1) и годового размера парка машин (кривая 2) рассматриваемой модели во времени по годам (рис. 1.2).
Точка А указывает момент принятия решения о начале разработки новой модели машины. Отрезок АВ показывает период времени, в течение которого выполняются исследования, опытно-конструкторская разработка и подготовка производства.
Точка В определяет момент начала массового выпуска новой модели — выпуска первой промышленной партии или установочной серии. Отрезок ВС характеризует стадию освоения массового выпуска машины. Кривая роста выпуска машин на отрезке ВС имеет вначале замедленный темп, вызванный в основном сбоями ритмичности по разным организационным и техническим причинам. Затем идет ускорение нарастания выпуска за счет совершенствования организации производства и овладения рабочими новых навыков работы. На последнем этапе освоения темпы роста выпуска машин замедляются, так как этот рост достигается в результате уже «глубинной» доводки технологических процессов и расшивки узких мест. Период освоения в практике отечественного массового машиностроительного производства остается пока длительным и составляет 2—3 года.
Точка С означает достижение проектной величины выпуска, и с этого момента на отрезке CD идет устойчивый массовый выпуск машин. На стадии установившегося производства осуществляются различные организационно-технические мероприятия: вносятся конструктивные усовершенствования, внедряются новые технологические процессы и материалы, совершенствуется организация труда и т. д. В результате этих мероприятий снижаются трудоемкость, материалоемкость и себестоимость машин, а в отдельные годы наблюдается рост их выпуска.
На стадии освоения и в первые годы установившегося производства идет интенсивное насыщение парка машин. Таким образом, освоение массового выпуска означает в первом приближении поступление и начало эксплуатации машин. В этот период организуется выпуск запасных частей, налаживается система ремонта и технического обслуживания машин данной модели. Размер парка машин стабилизируется, когда количество выпускаемых машин становится равным количеству машин, снимаемых с использования по причинам физического и морального износа.
Появление признаков морального старения модели, снижения спроса на нее свидетельствует о необходимости свертывания производства этой модели. Отрезок DE показывает период снятия устаревшей модели с производства. В этот период одновременно со снятием устаревшей модели идет освоение производства следующей новой модели.
Снятие модели с производства может происходить довольно быстро — в течение одного года. Однако следующие за этим периодом уменьшение парка машин и снятие модели с использования идут, как видно из рис. 1.2, постепенно в течение ряда лет. Поэтому на отрезке EG производятся запасные части к старой модели машины, хотя и с каждым годом все в меньшем количестве. В точке G прекращаются использование модели и ее жизненный цикл.
Жизненный цикл большинства моделей машин массового производства достаточно продолжителен. Так, для автомобилей и тракторов, он колеблется в пределах 8—15 лет и в дальнейшем будет непрерывно сокращаться за счет более частой смены моделей. Уже в настоящее время передовые предприятия автотракторостроения ставят задачу осваивать новую модель машины не реже, чем один раз -в пять лет.
Обширные материалы и накопленный опыт в области создания, внедрения и эксплуатации вновь разработанной и модернизированной техники позволяют проследить качественный характер динамики изменения ее надежности в процессе ЖЦ (см. рисунок) /Га16/.
В качестве базового критерия надежности изделия, наглядно отражающего его способность выполнять заданные функции, целесообразно принять параметр потока отказов - число отказов в требуемом режиме работы за конечный промежуток времени (наработку) или за время функционирования.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.