В последнее время проблема обеспечения требуемого уровня надежности в период хранения изделия обострилась, особенно для изделий, поступающих на длительное хранение. Это связано с тем, что имеющиеся методы хранения и обслуживания техники, а также их несоблюдение не только не способствуют сохранению функциональных характеристик, а напротив, ведут к появлению отказов, имеющих иную, чем предшествующие (конструктивные и производственные), природу, а именно, связанных с изменением физико-механических свойств материалов Так, проведение пассивных экспериментов показало, что при снятии с хранения новых колесных и гусеничных машин поток отказов возрастал по сравнению с потоком отказов аналогичных машин, сразу поступивших в эксплуатацию, в 2-4 раза.
Аналогично предыдущим этапам на этапе хранения имеет место тот же экономический эффект: чем меньше внимания и средств выделяется на проведение работ по консервации и обслуживанию техники, тем выше уровень потока ее отказов и затрат на их устранение в последующем режиме непосредственного использования. Более того, вопросы сохраняемости изделий в течение длительного срока приобрели в настоящее время весьма актуальный характер и требуют целенаправленных комплексных исследований в плане применения принципиально новых средств хранения и материалов, поиска современных технических решений, разработки передовых методических и нормативных подходов, организации иных принципов обслуживания и других мероприятий. Иначе отставание от достижений современного уровня на этом этапе ЖЦ техники приводит к тому, что изделия, доведенные до требуемой надежности на этапах проектирования, испытаний, производства, вместо полноценного проявления заданных свойств (вариант I) становятся весьма далекими от ожидаемого совершенства после прохождения периода хранения, не дойдя в необходимом качестве до своего применения по назначению (вариант II).
На этапе применения техники по назначению проявляется степень ее надежности, по которой эксплуатационник судит о полноте реализации заложенных функциональных возможностей образца с позиции потребительских качеств. Обычно идентифицируемый на начальной стадии а (см. рисунок) использования уровень функциональных характеристик, проявляющийся на практике с опосредованием через показатели надежности, отличается от требуемого из-за появления отказов эксплуатационного характера. В связи с этим окончательная доводка осуществляется в установившийся период б (см. рисунок) применения изделий по назначению, причем поскольку этап эксплуатации является завершающим в ЖЦ образца, на нем происходит вынужденная доработка техники в целях обеспечения ее надежности. Это связано с устранением конструктивных и производственных, а также эксплуатационных отказов, которые обусловлены нарушениями режимов эксплуатации и обслуживания (вариант II). Как показывают наблюдения, доля эксплуатационных отказов транспортной наземной техники составляет приблизительно 20 % , остальные 80 % приходятся на конструктивные и производственные недоработки.
Сложность доводки техники на этапе применения по назначению объясняется массовым количеством выпущенных изделий, их разбросанностью по регионам, различными условиями эксплуатации, трудностями идентификации отказов из-за обширного спектра их проявлений, сложностью поиска первопричин повреждений, невозможностью проведения мероприятий, которые приемлемы на предшествующих этапах ЖЦ и др. В результате на протяжении этого этапа уровень надежности техники может быть доведен до необходимого лишь при условии достижения заданных требований в процессе предыдущих этапов (вариант I), иначе ожидания потребителя останутся далеко не удовлетворенными (вариант II).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.