Вместе с тем, именно этап эксплуатации определяет фактический спектр условий использования техники, в которых ей приходится функционировать. Суждения об аналогии и подобии условий проведения испытаний реальной эксплуатационной обстановке не всегда правомерны: как показывает опыт разработки и использования, в частности колесной и гусеничной техники, при испытаниях по сравнению с эксплуатацией продолжительность операций меньше: для технического обслуживания в 1,9 раза, поиска причин отказа в 1,6 раза, замены сборочной единицы в 1,4 раза. В итоге, при испытаниях параметр потока отказов оказывается в 3-4 раза ниже, чем при эксплуатации.
Действительно, даже приближенные к реальным, смакетированные и смоделированные условия из-за своего искусственного происхождения не могут полностью отражать действительные условия функционирования техники. Поэтому процесс доводки изделия и средств, обеспечивающих его эксплуатацию, на этапе эксплуатации чрезвычайно важен не только с точки зрения функционирования конкретного образца, но и с позиции накопления информации о моделях эксплуатации и проявлениях функциональных свойств техники в различных условиях, что неоценимо для разработки последующих поколений образцов и развития комплекса обеспечения их ЖЦ.
Указанные аспекты подчеркивают необходимость выделения средств и проведения работ по обеспечению надежности техники на стадии ее эксплуатации для достижения требуемого уровня безотказного функционирования относительно достигнутого после этапов НИОКР и производства.
Это предполагает на этапе эксплуатации наличие обратной связи между выявленными на практике недостатками и процессом доработки техники, а также совершенствованием систем ее ремонта и обслуживания.
В настоящее время накоплен значительный опыт по организации и использованию подобного механизма применительно к транспортной наземной технике, который известен как подконтрольная эксплуатация. Данные подконтрольной эксплуатации свидетельствуют, что классически убывающий характер функции изменения надежности при эксплуатации техники отмечается не всегда и возможны отклонения от ее плавного асимптотического вида с выходом на предельное насыщение, что связано с неравномерностью накопления ресурсных или деградационных дефектов из-за различной степени использования изделий и с интенсивностью проведения доводочных работ, т.е. с объемами их финансирования.
Инструмент подконтрольной эксплуатации предполагает организацию опорных наблюдательных и регистрационных пунктов в районах применения техники. Исходя из своеобразия различных машин и специфичности условий их эксплуатации, система подконтрольной эксплуатации требует обеспечения современным нормативно-методическим аппаратом по сбору, систематизации, использованию необходимой и достаточной информации, основы которого разработаны, но их необходимо развивать, внедряя компьютерные технологии.
Выводы и рекомендации, полученные при подконтрольной эксплуатации, используют не только для доводки машин, но и для формирования тематики работ по обеспечению необходимого уровня их функциональных свойств и надежности на всех этапах ЖЦ изделий. Без наличия инструмента подконтрольной эксплуатации проблематично составить объективное мнение о реакции техники на эксплуатационную обстановку и целенаправленно довести изделие до требуемого уровня.
Несмотря на стремление достичь наилучших результатов по обеспечению надежности в процессе каждого этапа ЖЦ образца, на практике, как правило, возникают расхождения с оптимальным вариантом I из-за появления отказов, дефектов, повреждений конструктивного, технологического, производственного, эксплуатационного характера (вариант II). Однако общий прирост их реального потока зависит от интенсивности и результативности полного комплекса доводочных работ в соответствии с нормативно-методической базой и определяет возможность достижения необходимого уровня надежности в период эксплуатации, позволяющего реализовать функциональные возможности техники, а также обеспечить ее эффективное применение и высокое качество.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.