Требования к инженеру-механику строительно-дорожных машин, страница 3

Таблица 6.4. Баланс рабочего времени инженера технической службы АТП

Уровень управления (должность)

Удельный вес задач по времени, %

технологи­ческих

организаци­онно-управ­ленческих

учебно-воспита­тельных

прочих

Инженер

Старший инженер

Главный      »

80

46

12

4

24

60

13

15

15

3

15

13

Говоря о подготовке специалистов, о том, что специалист должен быть твор­ческим работником, нельзя забывать и о профессиональной стороне дела, умении специалиста быстро и безошибочно решать повседневные задачи производства. Проведенные исследования показали, что у инженера и старшего инженера ИТС АТП более 80—83 % всех задач являются типовыми и часто повторяющимися. Даже у главного инженера АТП таких задач около 60% и на их решение тра­тится около 55 % всего рабочего времени.

В связи с этим, во-первых, методы решения этих задач должны быть доско­нально изучены при подготовке и переподготовке специалистов. Во-вторых, не­обходимо создать в отрасли банк решения подобных задач, широко распростра­нять необходимую информационную и технологическую литературу. Доступ­ность и наличие банка позволят совершенствовать сами методы, а также рас­ширять состав банка стандартных задач. В-третьих, наличие банка уже решен­ных стандартных задач позволит подойти к более эффективному нормированию труда специалистов.

Проведенные наблюдения показали, что потери рабочего времени инженер­ного персонала, связанные с неумением поставить или понять задачу, найти для нее стандартное решение, собрать необ­ходимый материал и обработать его в соответствии с общепринятыми метода­ми, весьма значительные и составляют в среднем по ИТС 20—24 %. На нижних уровнях управления (инженер — стар­ший инженер) они достигают трети ра­бочего времени, для среднего уровня управления (начальник отдела) — 8— 10 % и на высших уровнях управления (главный инженер) сокращаются до 5— 6 %.

Проведенные исследования выя­вили следующие характерные пе­риоды работы инженера ИТС автомобильного транспорта: период ак­тивной флуктуации (перемещений), период стабильной работы, пе­риод естественного убытия (рис. 6.5).

В течение первого периода (10—12 лет) происходит активное пере­мещение инженеров-механиков как внутри предприятия и отрасли, так и в другие отрасли в поисках наиболее оптимального сочетания интере­сов специалиста и производства.

Необходимо отметить, что наиболее интенсивная утечка происходит на 4—6-м годах работы, т. е. когда специалисты уже получили значи­тельный опыт и освоились с производством.

В течение второго периода (20—25 лет) уход специалистов из от­расли минимален, а перемещение в основном связано с занятием должностей в вышестоящих организациях.

Третий период (около 10 лет) связан с процессами естественного убытия специалистов. В связи с этим необходимо ввести понятие «по­тенциальный ресурс» специалиста, под которым понимается разница между нормативным пенсионным возрастом (60 лет для мужчин) и средним фактическим возрастом данной группы специалистов. По­тенциальный ресурс для ряда специалистов составляет в среднем (в годах): директор (начальник) АТП—8; главный инженер, главный механик, старший инженер ПТО — 14; начальник ПТО, инженер ПТО, старший механик — 21—24. Данные по потенциальным ресурсам спе­циалистов позволяют правильно формировать и готовить резерв спе­циалистов для выдвижения. Сопоставление проведенных данных по соответствию должности и образования по специальности (стр. 216) показывает, что в ближайшие годы могут возникнуть серьезные труд­ности с комплектованием корпуса руководителей предприятий и ин­женерно-технической службы.

Знание «кривых убыли» (см. рис. 6.5) позволяет оценить среднюю продолжительность работы специалистов в отрасли, составляющую в настоящее время 18—20 лет, и планировать подготовку специалистов. При этом для поддержания штата на стабильном уровне ежегодно необходимо набирать 5—6 % специалистов от среднегодового штата предприятий.