Таблица 6.4. Баланс рабочего времени инженера технической службы АТП
Уровень управления (должность) |
Удельный вес задач по времени, % |
|||
технологических |
организационно-управленческих |
учебно-воспитательных |
прочих |
|
Инженер Старший инженер Главный » |
80 46 12 |
4 24 60 |
13 15 15 |
3 15 13 |
Говоря о подготовке специалистов, о том, что специалист должен быть творческим работником, нельзя забывать и о профессиональной стороне дела, умении специалиста быстро и безошибочно решать повседневные задачи производства. Проведенные исследования показали, что у инженера и старшего инженера ИТС АТП более 80—83 % всех задач являются типовыми и часто повторяющимися. Даже у главного инженера АТП таких задач около 60% и на их решение тратится около 55 % всего рабочего времени.
В связи с этим, во-первых, методы решения этих задач должны быть досконально изучены при подготовке и переподготовке специалистов. Во-вторых, необходимо создать в отрасли банк решения подобных задач, широко распространять необходимую информационную и технологическую литературу. Доступность и наличие банка позволят совершенствовать сами методы, а также расширять состав банка стандартных задач. В-третьих, наличие банка уже решенных стандартных задач позволит подойти к более эффективному нормированию труда специалистов.
Проведенные наблюдения показали, что потери рабочего времени инженерного персонала, связанные с неумением поставить или понять задачу, найти для нее стандартное решение, собрать необходимый материал и обработать его в соответствии с общепринятыми методами, весьма значительные и составляют в среднем по ИТС 20—24 %. На нижних уровнях управления (инженер — старший инженер) они достигают трети рабочего времени, для среднего уровня управления (начальник отдела) — 8— 10 % и на высших уровнях управления (главный инженер) сокращаются до 5— 6 %.
Проведенные исследования выявили следующие характерные периоды работы инженера ИТС автомобильного транспорта: период активной флуктуации (перемещений), период стабильной работы, период естественного убытия (рис. 6.5).
В течение первого периода (10—12 лет) происходит активное перемещение инженеров-механиков как внутри предприятия и отрасли, так и в другие отрасли в поисках наиболее оптимального сочетания интересов специалиста и производства.
Необходимо отметить, что наиболее интенсивная утечка происходит на 4—6-м годах работы, т. е. когда специалисты уже получили значительный опыт и освоились с производством.
В течение второго периода (20—25 лет) уход специалистов из отрасли минимален, а перемещение в основном связано с занятием должностей в вышестоящих организациях.
Третий период (около 10 лет) связан с процессами естественного убытия специалистов. В связи с этим необходимо ввести понятие «потенциальный ресурс» специалиста, под которым понимается разница между нормативным пенсионным возрастом (60 лет для мужчин) и средним фактическим возрастом данной группы специалистов. Потенциальный ресурс для ряда специалистов составляет в среднем (в годах): директор (начальник) АТП—8; главный инженер, главный механик, старший инженер ПТО — 14; начальник ПТО, инженер ПТО, старший механик — 21—24. Данные по потенциальным ресурсам специалистов позволяют правильно формировать и готовить резерв специалистов для выдвижения. Сопоставление проведенных данных по соответствию должности и образования по специальности (стр. 216) показывает, что в ближайшие годы могут возникнуть серьезные трудности с комплектованием корпуса руководителей предприятий и инженерно-технической службы.
Знание «кривых убыли» (см. рис. 6.5) позволяет оценить среднюю продолжительность работы специалистов в отрасли, составляющую в настоящее время 18—20 лет, и планировать подготовку специалистов. При этом для поддержания штата на стабильном уровне ежегодно необходимо набирать 5—6 % специалистов от среднегодового штата предприятий.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.