Поэтому вторая группа требований к инженеру-механику включает наличие у него серьезных профессиональных знаний и навыков, которые складываются: из понимания места и целей ТЭА, основ планирования и экономики отрасли; знания конструкции, принципов работы, технического обслуживания и ремонта наиболее характерных моделей автомобилей и технологического оборудования; владения основными нормативно-технологическими документами и законами (Положением о техническом обслуживании и ремонте, ГОСТами, нормами трудоемкостей, стоимости, расхода запасных частей и материалов, руководством по организации производства и др.); знания принципов организации и технологии производства; владения основами учета и делопроизводства; умения работать с научной и технической литературой, особенно справочно-нормативной.
Одной из важнейших функций ИТС является принятие управляющих решений от простейших, связанных с направлением автомобиля в тот или иной вид ТО или ремонта, до наиболее сложных, определяющих техническую политику всей отрасли на ряд лет. Поэтому умение принимать обоснованные решения является следующей важнейшей группой требований к инженеру-механику по ТЭА. Как известно, существует общая методика принятия решения, руководствуясь которой специалист в состоянии принять до 80—85 % всех возможных так называемых стандартных решений. Квалифицированное принятие решений основывается: на высоких профессиональных знаниях; понимании места и целей ТЭА и конкретного участка работы; умении анализировать потоки информации; четком представлении о правах и обязанностях специалиста, подразделения и предприятия; умении формулировать альтернативные решения и сравнивать их; владении приемами принятия стандартных и нестандартных решений, включая действия в экстремальных условиях; рациональном использовании вычислительной техники при управлении и принятии решений.
Инженер-механик должен не только принимать правильные решения, но и реализовать их, что связано с умением эффективно работать с персоналом, т. е. четко ставить задачи, вытекающие из принятого решения, организовывать регулярный контроль за ходом реализации решения, которое во многом зависит от умения передавать знания и навыки подчиненным, стиля работы, такта и требовательности.
Наконец, последнюю группу требований условно можно назвать динамичностью знаний, или способностью к самосовершенствованию специалистов. Важность этих требований связана, во-первых, с постепенным увеличением доли так называемых нестандартных решений по мере расширения круга обязанностей и ответственности специалиста. Во-вторых, эти требования определяются темпами научно-технического прогресса (принципиально новые конструктивные, технологические или организационные решения, привлечение нового аппарата принятия решений и т. д.), в результате которого имеющихся теоретических и накопленных практических знаний или навыков оказывается недостаточно для эффективного управления техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей.
Динамичность знаний обеспечивается освоением в процессе обучения основных закономерностей и генеральных тенденций, устойчиво действующих в отрасли, направлений НТП, знанием теоретических основ технической эксплуатации автомобилей (теории надежности, массового обслуживания, исследование операций), умением обобщать и систематизировать передовой опыт, в том числе родственных отраслей и зарубежный. Наконец, немаловажным для обеспечения динамичности знаний является ознакомление в период обучения, а также в последующий период практической деятельности и повышения квалификации с ведущимися в отрасли научно-исследовательскими работами, в том числе и поисковыми. Динамичность знаний должна обеспечить возможность (базу) дальнейшего повышения квалификации специалиста и продвижения его в иерархии управления.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.