Управленческая схема (рис. 6.4, б) предусматривает работу на начальных инженерных должностях и перемещение инженера в основном внутри аппарата ИТС. Вероятность 27—30 %.
Смешанная схема (рис. 6.4, в) наряду с работой специалиста на инженерных должностях включает руководство рабочими коллективами на различных уровнях (мастер, начальник гаража, начальник профилактория и т. д.). Вероятность 18—20 %.
Производственная схема является наиболее вероятной для специалиста, достигшего должности главного инженера АТП. Эта траектория является и наиболее короткой по времени (в среднем 8—9 лет против 10—11 лет в управленческой и 9—10 в смешанной схеме), но она требует не только теоретической, но и хорошей практической подготовки, знания техники (автомобилей, гаражного оборудования), технологии ТО и ремонта, технической документации экономики производства, умения работать с людьми.
Определенное влияние на деловую карьеру инженера имеет предварительный производственный опыт. Более 53 % главных инженеров АТП начинали работу на транспорте водителями или ремонтниками, затем, как правило, в процессе учебы работали руководителями первичных трудовых коллективов ИТС (механики, старшие механики, мастера, начальники участков). После окончания вуза и работы в течение 2—3 лет в производственно-техническом отделе (старшим инженером или начальником) или руководителем крупного цеха, мастерской они назначались не должность главного инженера.
Вероятность достижения должности главного инженера существенно зависит от наличия предварительного производственного опыта и соответствия образования профилю работы. Так, вероятность достижения должности главного инженера за 6 лет составляет: при окончании вуза и опыте практической работы по специальности 0,42, при окончании вуза по специальности 0,3, при окончании вуза не по специальности и наличии опыта практической работы 0,2, при окончании вуза по специальности и отсутствии опыта практической работы 0,1.
Анализ характерных траекторий деловой карьеры инженера ИТС свидетельствует о важности сочетания при их профессиональной подготовке двух принципов: получение знаний и привитие навыков, которые понадобятся немедленно специалисту для успешной работы на первичных должностях, и получение при подготовке научного базиса для последующего развития навыков специалиста (руководителя, организатора производства) — ознакомление с методами принятия нестандартных решений, теоретическими основами и практикой управления, методами общения с персоналом, тенденциями научно-технического прогресса в отрасли.
Учитывая, что за 8—10 лет происходит существенное изменение методов и аппарата управления, а также характера производства, очевидно, перспективные специалисты должны через 4—6 лет проходить солидную подготовку на ФПК, направленную на привитие и развитие у них навыков, необходимых руководителю инженерно-технической службы.
Анализ характера решаемых инженером задач и изменение этих задач на различных уровнях управления показывают, что для всей совокупности специалистов инженерно-технической службы преобладают технологические задачи (более 35 %), что и должно учитываться при подготовке специалистов. Далее следуют организационно-управленческие задачи (около 32 %), задачи, связанные с материально-техническим снабжением (более 12 %), учебно-воспитательная и общественно-политическая работа (более 16 %) и др.
Распределение задач в зависимости от уровня управления существенно меняется: чем выше уровень управления, тем меньше удельный вес технологических и больше — организационных и общественных задач (табл. 6.4).
По данным американских специалистов, «бюджет времени и внимания» руководителя (менеджера) ИТС среднего АТП складывается следующим образом: на технические и технологические вопросы затрачивается 30 % времени, на административные вопросы и организацию производства — 30 %, на связи с внешними организациями — 20 %, на взаимоотношения с рабочими — 20 %.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.