, (Ж.1)
где s - удельная нагрузка на штамп, s = 0,5 МПа;
l - упругая деформация, соответствующая этой нагрузке, см;
D - диаметр жесткого штампа, см;
m - коэффициент Пуассона, равный 0,3.
Штамповые испытания с определением общего модуля упругости производятся на поверхности щебеночного основания и его подстилающего слоя после удаления щебня на площадке размером не менее трех диаметров штампа. По данным испытаний с помощью номограммы, приведенной в Пособии 3.03.01, рассчитывается модуль упругости щебеночного слоя.
Испытания на поверхности подстилающего слоя можно проводить в узком шурфе размером не менее одного диаметра штампа. В этом случае при толщине щебеночного основания от 12 до 30 см установленные испытаниями значения модуля упругости подстилающих песчаных слоев снижаются на 10-20 %. Для подстилающих слоев из плотных гравийно-песчаных смесей эта поправка не учитывается.
Штамповые испытания можно проводить при нагрузках менее 0,5 МПа, устанавливая расчетное значение модуля экстраполяцией. В частности, определив модули упругости Е2 и Е3 щебеночного слоя при испытательных нагрузках, соответственно, 0,2 МПа и 0,3 МПа, можно вычислить модуль упругости Е5 при расчетной нагрузке 0,5 МПа по формуле
Е5 = 2,26 lg E3 – 1,26 lg E2 . (Ж.2)
Приложение К
Определение общего модуля упругости основания
при испытании колесом автомобиля
Общий модуль упругости основания (показатель его жесткости) ЕУ (МПа) устанавливается по формуле деформирования упругого полупространства:
ЕУ = , (К.1)
где D - диаметр круглого гибкого штампа, передающего нагрузку, м;
Р - общая нагрузка, Н;
l - упругий прогиб по всей оси нагружения, м.
При испытании задним сдвоенным колесом грузового автомобиля упругий прогиб измеряется между баллонами колеса, в стороне от действующей нагрузки. В этом случае измеряемый упругий прогиб практически не зависит от диаметра площадки нагружения, который целесообразно принять равным 33 см как для испытательной нагрузки расчетного автомобиля группы А (по Пособию 3.03.01).
Прогиб в стороне от оси действующей нагрузки на расстоянии 17,5 -18,5 см (половина расстояния между осями шин с размерами 11-20, 12-20, 10-18 см по ГОСТ 10409) в среднем в 1,6 раза меньше, чем по оси нагружения. Исходя из этого, общий модуль упругости основания ЕУ (МПа) по данным испытаний колесом автомобиля рассчитывают по формуле
ЕУ = . (К.2)
Для испытания оснований применяют двухосный грузовой автомобиль с нагрузкой от сдвоенного заднего колеса не менее 35 кН. Значение нагрузки (Р) устанавливается перед проведением испытаний на автомобильных весах.
Рекомендации по контролю качества уплотнения гравийных и щебеночных материалов в конструктивных слоях дорожной одежды разработаны Республиканским унитарным предприятием Белорусский дорожный научно-исследовательский институт “БелдорНИИ”.
Исполнитель – канд. техн. наук В.В. Штабинский.
Рекомендации разработаны на основании результатов научных исследований, проведенных РУП “БелдорНИИ” в 1998-2000 гг., и учитывают передовой отечественный и зарубежный опыт по оценке степени уплотнения крупнообломочных грунтов и несвязных каменных материалов.
В Рекомендациях приведена методика назначения требуемой степени уплотнения, а также порядок проведения контроля и оценки качества уплотнения конструктивных слоев дорожной одежды, устраиваемых из песчано-гравийных и щебеночно-гравийно-песчаных смесей и щебня, укладываемого по способу заклинки.
Замечания и предложения направлять по адресу:
220079, г. Минск, 4-й Загородный пер., 60, РУП “БелдорНИИ”.
Тел. (017) 254 79 97, факс (017) 254 32 94.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.