, (4.1)
где ,
,
- присоединяемый к рабочему телу М
элемент соответственно в процессе наполнения, горения и отделяемый элемент в процессе
выпуска.
В общем случае (для идеального рабочего тела) изменение энтропии имеет вид
, (4.1)
где – внешний энергообмен рабочего тела М;
,
–
изменение внутренней энергии и энтальпии рабочего тела М.
Выражение (4.1) в другом виде
. (4.2)
При этом
; (4.3)
; (4.4)
.
(4.5)
Здесь ,
,
– соответственно полное изменение энтропии единицы рабочего тела,
изменение удельной энтропии вследствие тепловых взаимодействий в системе,
изменение энтропии в результате массообменных взаимодействий в системе.
До поступления в цилиндр
элемент рабочего тела имел давление
, температуру
и
энтропию
. После этапов вталкивания и слияния
элемент
приобретает давление
, температуру Т и энтропию
. Кроме того, вследствие обмена теплотой
между элементом
и телом М энтропия
системы дополнительно изменится на
. В целом изменение
энтропии системы М и
в процессе наполнения
за время
. (4.5)
Анергия потока теплоты
при теплообмене рабочего тела М со стенками цилиндра за время
. (4.6)
В этом случае потери эксергии
. (4.7)
При горении топлива в
цилиндре двигателя за время вновь образуется
элемент рабочего тела
. После достижения им температуры
его энтальпия равна
, а энтропия
. С
дальнейшим нагревом и достижением температуры Т и давления р
энтропия элемента тела
возрастает до
. В результате выделения теплоты при
горении энтропия рабочего тела в цилиндре изменится на
.
Таким образом, анергия системы при горении за время
увеличится
на
, (4.8)
где – анергия потока единицы вещества;
– изменение энтропии при подводе теплоты
.
После преобразования уравнение (4.8) примет вид
. (4.9)
Прирост эксергии рабочего
тела вследствие подвода теплоты
. (4.10)
Уравнения (4.7), (4.9) рекомендуются проф. Н.К. Шокотовым для определения потерь работоспособности, которые возникают в течение рабочего цикла в цилиндре двигателя [6].
4.2 Методика расчета энерго-эксергетического анализа процесса подвода теплоты в цикле дизеля
Метод проф. Н.К. Шокотова, изложенный в подразделе 4.1, принят за основу для разработки методики расчета энерго-эксергетического анализа действительного рабочего цикла дизеля. Отличие заключается в том, что анализу подвергается лишь рабочий цикл с выделением теплоты в процессе сгорания топлива в цилиндре дизеля на основе расчета характеристик тепловыделения в разделе 3, а не с подвод теплоты к рабочему телу, как предусмотрено Н.К. Шокотовым для идеальных циклов.
При работающем двигателе
в цилиндре идут химические реакции окисления топлива и за шаг =1º п.к.в. выделяется химическая теплота
. (4.11)
В свою очередь
, (4.12)
где − элементарное количество эксергии,
полученной рабочим телом в цилиндре при сгорании топлива за период
;
– элементарное количество анергии рабочего
тела в цилиндре при горении топлива за период
.
Из выражения (4.12)
, (4.13)
где − изменение энтропии рабочего тела в
процессе сгорания.
, (4.14)
где − количество рабочего тела;
− элементарное увеличение энтропии
рабочего тела в процессе сгорания;
− элементарное увеличение количества
рабочего тела;
− изменение энтропии всего рабочего тела
за весь процесс.
Подставив выражение (4.14) в (4.13), получим
. (4.15)
Составляющие выражения (4.15):
− элементарное количество прироста анергии рабочего тела вследствие теплообмена
; (4.16)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.