, (4.1)
где , , - присоединяемый к рабочему телу М элемент соответственно в процессе наполнения, горения и отделяемый элемент в процессе выпуска.
В общем случае (для идеального рабочего тела) изменение энтропии имеет вид
, (4.1)
где – внешний энергообмен рабочего тела М;
, – изменение внутренней энергии и энтальпии рабочего тела М.
Выражение (4.1) в другом виде
. (4.2)
При этом
; (4.3)
; (4.4)
. (4.5)
Здесь , , – соответственно полное изменение энтропии единицы рабочего тела, изменение удельной энтропии вследствие тепловых взаимодействий в системе, изменение энтропии в результате массообменных взаимодействий в системе.
До поступления в цилиндр элемент рабочего тела имел давление , температуру и энтропию . После этапов вталкивания и слияния элемент приобретает давление , температуру Т и энтропию . Кроме того, вследствие обмена теплотой между элементом и телом М энтропия системы дополнительно изменится на . В целом изменение энтропии системы М и в процессе наполнения за время
. (4.5)
Анергия потока теплоты при теплообмене рабочего тела М со стенками цилиндра за время
. (4.6)
В этом случае потери эксергии
. (4.7)
При горении топлива в цилиндре двигателя за время вновь образуется элемент рабочего тела . После достижения им температуры его энтальпия равна , а энтропия . С дальнейшим нагревом и достижением температуры Т и давления р энтропия элемента тела возрастает до . В результате выделения теплоты при горении энтропия рабочего тела в цилиндре изменится на . Таким образом, анергия системы при горении за время увеличится на
, (4.8)
где – анергия потока единицы вещества;
– изменение энтропии при подводе теплоты .
После преобразования уравнение (4.8) примет вид
. (4.9)
Прирост эксергии рабочего тела вследствие подвода теплоты
. (4.10)
Уравнения (4.7), (4.9) рекомендуются проф. Н.К. Шокотовым для определения потерь работоспособности, которые возникают в течение рабочего цикла в цилиндре двигателя [6].
4.2 Методика расчета энерго-эксергетического анализа процесса подвода теплоты в цикле дизеля
Метод проф. Н.К. Шокотова, изложенный в подразделе 4.1, принят за основу для разработки методики расчета энерго-эксергетического анализа действительного рабочего цикла дизеля. Отличие заключается в том, что анализу подвергается лишь рабочий цикл с выделением теплоты в процессе сгорания топлива в цилиндре дизеля на основе расчета характеристик тепловыделения в разделе 3, а не с подвод теплоты к рабочему телу, как предусмотрено Н.К. Шокотовым для идеальных циклов.
При работающем двигателе в цилиндре идут химические реакции окисления топлива и за шаг =1º п.к.в. выделяется химическая теплота
. (4.11)
В свою очередь
, (4.12)
где − элементарное количество эксергии, полученной рабочим телом в цилиндре при сгорании топлива за период ;
– элементарное количество анергии рабочего тела в цилиндре при горении топлива за период .
Из выражения (4.12)
, (4.13)
где − изменение энтропии рабочего тела в процессе сгорания.
, (4.14)
где − количество рабочего тела;
− элементарное увеличение энтропии рабочего тела в процессе сгорания;
− элементарное увеличение количества рабочего тела;
− изменение энтропии всего рабочего тела за весь процесс.
Подставив выражение (4.14) в (4.13), получим
. (4.15)
Составляющие выражения (4.15):
− элементарное количество прироста анергии рабочего тела вследствие теплообмена
; (4.16)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.