Дает возможность выхода за пределы настоящего, дает возможность
жить полноценной духовной жизнью.
Столь же разнообразны сколь и образы восприятия, они могут
зрительными, осязательными и т.д.
К характеристикам представления относятся:
- Константность – образ представления уже некая
сформировавшаяся целостность, если мы начинаем менять, то мы создаем новый
образ представления
- Селективность – связана с тем, что мы можем выбирать
некоторые детали, он не обязательно должен быть целостным, мы сами должны
понимать, что имеем в виду.
- Обобщенность – связана с тем, что на их основе мы можем
представлять не только отдельный предмет, но и класс
Происходит внутри нашего сознания, уровень развития процесса
представления связан с уровнем развития психики, интеллекта.
Метод интроспекции и метод самооценки – школы уровня представления
яркости четкости, простоты представления образа представления.
Связан с мысленным манипулированием фигур, является
неотъемлемой частью тестов на интеллект.
Процесс
внимания
Существование внимания как самостоятельного психического
процесса подвергалась сомнению. Выделить четкие границы нельзя. Момент самого
внимания в чистом виде выделить сложно. Это как запускающий механизм, без
которого ничего не работает, но и отдельно оно не работает.
Разнообразие видов внимания. Внимание слишком объективно, каждый
из нас по-разному переживает состояние внимания. Но тем менее оно выделилось в
отдельный психический процесс. С одной стороны в конце 19 века начинает
формироваться психология внимания (психолог Джеймс), существенно повлияло
изучение когнитивной психологии, рассматривающая человека как мыслящего
субъекта, фильтр через который проходит информация и есть внимание, т.е. то, на
что мы обратили внимание.
Внимание – это процесс отбора.
Внимание – сосредоточенность сознания на деятельности
с субъектом.
С точки зрения объекта делится на:
- Чувственное/сенсорное – объекты внимания связаны с
деятельностью ощущение или восприятия
- Умственный/интеллектуальное – образы памяти,
мышления, считается что умственное внимание требует больше усилий чем
чувственное
С точки зрения аффективной сферы сознания:
- Непосредственное – когда объект интересен сам по
себе
- Опосредованное – когда что-то привлекает наше
внимание по ассоциациям
С точки зрения переживаемого усилия:
- Непроизвольное – строится на рефлекторной основе,
происходит без наших волевых усилий, в основе лежит ориентировочный
рефлекс, мы должны получить возможность первичной ориентации в
пространстве и времени
- вынужденное, в основе сами свойства объекта; реакция на
новизну (сила реакции зависит от интенсивности признака), внутренне
состояние может быть источников вынужденного внимания, может сработать
наше воображение. Интеллектуальная рецепция – способность психики
принимать какую-то идею, яркую и убедительную, принимаем это образ как
свой собственный. Форма навязчивых идей
- невольное внимание основывается на тех рефлексах, работает
в расслабленном состоянии, может работать, когда есть какое-то стремление,
потребность, строится воздействие рекламы, позволяет манипулировать
психикой человека, может служить помехой в беседе, когда какое-то желание
отвлекает
- привычное/профессиональное внимание связано с определенное
деятельностью,
- Произвольное – активная форма влияния, когда мы
сами выбираем объект, задачу, первичен собственный выбор и волевая
установка
- волевое – момент борьбы с различными помехами для продолжения выполнения
первичной задачи
устойчивость – способность противостоять различным помехам.