Психология как наука. Этапы эволюции поведения. Память. Воображение. Психические состояния, страница 4

есть у всех людей.

К ним относятся:

-ощущение

-восприятие

-внимание

-память

-представление

-воображение

-мышление

-речь

Познавательными называют потому, что понимаем и ощущаем на себе что психика не только возможность отражать, но и воспринимать.

Протекает во внешнем и внутреннем плане. Есть общие характеристики, которые мы можем применить к каждому психическому процессу, но есть и индивидуальные особенности каждого процесса.

ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

Вопрос о том, развиваются ли психические процессы в течение жизни человека или это только что заложено природой?

  1. Представление о том, что процессы не развиваются и возможности психики заложены от рождения, единственное, что мы можем себя изучить и использовать эти знания. В качестве аргументов приводят ссылки на очень ранние проявления способностей (таланты проявляются еще в раннем детстве). Есть запускающие механизмы, ни одна из школ этого не отрицает. Но способность заложена с рождения. Другой аргумент в том, что Колман проводил исследования близнецовым методом (монозиготные близнецы), близнецы проявляют одинаковые возможности независимо от среды и условий, т.е. они заложены от рождения.
  2. Представление о том, что процессы развиваются и это развитие происходит на протяжении всей жизни человека. Основой послужило такое понятие как «функциональный орган», которое может формироваться у человека в результате приобретения навыков. Если человек ничего не будет делать, ничего развиваться не будет. (принимается большинством специалистов)
  3. Основатель этой т.з. Жан Пиаже – психические процессы развиваются, но этот период ограничен и заканчивается вместе с физиологическим ростом, 14-15 лет. Педагогические концепции строятся на том что нужно максимально полно использовать это время.

Психический процесс проходит 3 этапа:

  1. Свертывание – внешний процесс формирования психики, человек приобрел достаточный опыт, чтобы не проделывать это действие снова, научились мыслить действиями. Это процесс сокращения внешних действий
  2. Погружение – это перенос внешнего действия во внутренний план (мы уже может представить, что случиться с предметом не проделывая внешних действий).
  3. Производность – выполнение любого психического действия по желанию, а не только по необходимости. Мы можем управлять психическим процессом.

Ощущение

Лежит в основе взаимодействия с окружающим миром. Отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов или явлений, которые в данный момент действуют на наши органы чувств. Ощущение мы можем получить только в процессе непосредственного взаимодействия. Многие ощущения мы не фиксируем. В процессе ощущения мы получаем представления об отдельных свойствах предмета, очень отрывочная конкретная информация. Ощущения могут возникать под влиняием неких стимулов которые происходят во вне, а могут быть ощущения которые идут изнутри нашего организма – болевые ощущения. Можем определить источник. Внешних ощущений.

Механизм ощущений достаточный сложный процесс, описан Павловым. Сигнал поступает в орган, попадает в мозг и после обработки в мозгу поступает ответная реакция. Модальные ощущения – органы чувств, которые получают отдельные ощущения (зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые  т.д.). помимо того что мы можем испытывать отдельные ощущения мы можем испытывать интермодальные ощущение (под влиянием резкого вкуса мы можем ощущать не только вкусовые но и обонятельные, можем слушать музыку и возникают зрительные ощущения).

Возникают ситуации когда ощущения могут влиять друг на друга, ослаблять или усиливать ощущения.