Психология как наука. Этапы эволюции поведения. Память. Воображение. Психические состояния, страница 2

Изменялись принципы существования психологии как науки. Долгое время она была как философская дисциплина. И сейчас она имеет тесные связи с философией. Но современная психология перестала быть строго философской дисциплиной.

Появление современной психологии имеет точную дату рождения – 1879 г. в этом году В. Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии. Он стоял у истоков современного психологического анализа. Утверждал, что если психология хочет быть наукой, то она должна быть построена по принципу естественных наук. Эта близость должна проявляться тем, что научные знания должна подтверждаться экспериментально. Психолог не может ориентироваться на концепции. В результате создания такой психологии мы сможем получить точные законы работы сознания.

Удалось выявить закономерности работы психики. Их можно применить в общем и к каждому человеку в частности.

Прикладная психология – то, что можно применять для улучшения качества сферы, которой человек занимается.

Экспериментальная психология – отдельное направление психологии.

На сегодня день психология представляет собой разветвленную науку (общая психология, социальная психология, прикладные направления психологии и т.д.) Наблюдается специализация психологии. В психологии существует огромное количество школ и направлений.

Выделяют 3 основных направления:

  1. психодинамическое – школа психоанализа – в основе этого направлении лежит то, что психика – это арена постоянной борьбы, процесс борьбы никогда не закончится.

 


На уровень сознания влияет бессознательное (уровень рефлексов). Сверх я – наличие совести, принципов и т.д., которое также взаимодействует с сознанием.

Это направление достаточно сильно, внутри могут быть некоторые различия во взлядах, но принцип остается один

2. бихевиорально-когнитивное направление  - объединяются две школы. Бихевеористы – человек создается из того, что у него отбираются определенные поведенческие реакции, сюда могут входить простые и сложные действия, особенностью формирования человека мы можем взять себе только то, с чем мы столкнемся в жизненном опыте. Важно в процессе формирования личности, чтобы опыт ребенка был разнообразным. Каждый человек выбирает наиболее приемлемые формы поведения. Работает механизм стимул реакции. Где важным компонентом является не только выполнение действий, но и система поощрений и наказаний. Реакции влияют на мыслительный процесс. Когнитивная психология рассматривает человека, которая постоянно отбирает ту или иную информацию, отбор основывается на внимании. После отбора информации происходит обработка, складывается определенная мыслительная схема. На их формирование воздействуют внешние формы.

3. экзистенциально-гуманистическая психология – человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию. Что бы ни случилось, если человек считает что он должен как-то измениться, при наличии желании никаких препятствий нет.

Методы психологического анализа:

1. общенаучные:
- метод наблюдения
            метод самонаблюдения
- эксперимент – целенаправленное воздействие на определенную переменную, психику которой мы сейчас изучаем
           Эффект Розенталя – связан с тем, что человек или группа людей, которые участвуют в эксперименте, могут улавливать ожидания экспериментатора и могу подстраиваться под тот результат который хотят получить, экспериментатор часто также находится под влиянием людей. Чтобы снять этот эффект используются разные методики.

           Эффект Плацеба

           Эффект аудитории (влияние других людей)

           Эффект первого впечатления