Психология как наука. Этапы эволюции поведения. Память. Воображение. Психические состояния, страница 11

Абстрагирование – мысленное отключение от признаков несущественных и сосредоточение на более значимых и важных. Они как правило важны не для одного предмета, а для группы.

На процесс мышления можно повлиять. Собственная мотивация может улучшить процесс мышления. Значительна сила мотив. Может быть как полезной, так и негативной для процесса мышления. Чрезмерно сильна мотивация может являться непреодолимым барьером и может приводить не к стимуляции, а к ступору.

Мы часто склонны усложнять те задачи, которые нам предстоит решить.

С мышлением связано понятие интеллекта. Интеллект относится к сфере способностей, это высшая познавательная способностью. Интеллект позволяет человеку адаптироваться в окружающем мире. Способность адаптации реализуется в усвоении знаний и навыков. Интеллект это навык, его можно приобрести. Развивать мышление больше предела нельзя, приобретать навыки можно всегда. Никто из нас не может пробрести все навыки  способности. Интеллектом стали заниматься с конца 19 века. Интеллект - это система, которую можно измерить. Массово тесты на интеллект были проведены в Америке в начале 20 века.

Выделяется общий интеллект (фактор G) – общая адаптивная способность человека, и специальный (фактор S) - математические, лингвистические, музыкальные и т.д. Возможность усвоения определенных навыков.

Первичные способности

Терстоун выделил 7 первичных способностей:

  1. счетная способность (оперирование числами и выполнение простых арифметических действий)
  2. вербальная, или словесная гибкость (связана с умением подбирать слова для выражения мысли, способность выстраивать речь)
  3. вербальное восприятие (способность понимать речь другого человека)
  4. пространственная ориентация (способность представлять предметы в пространстве)
  5. память
  6. способность к рассуждениям
  7. умение быстро схватывать сходства или различия предметов или явлений

Факторы которые влияют на развитие интеллекта:

·  генетические
- хромосомная аномалия (болезнь Дауна – удвоение хромосомы)
- важным является питание
- наличие йода
- лекарственные и алкогольные средства
- болезни (герпес) также влияют на развитие интеллекта у плода

·  средовые
- питание
- психическая стимуляция (комплекс, связанный с любовью и вниманием к ребенку)


29.04.2011

Творческое мышление – сфера, которую сложно четко определить. Интеллект и творчество это сферы если не противоположные, то разные. В среднем соотношение между уровнем развития интеллекта и творческих способностей проявляется до среднего уровня. Считается что развитию собственно интеллекту и развитию творческого мышления способствуют разные типы воспитания. Родители очень поддерживают и высоко оценивают каких-то достижений, с другой стороны любое несоответствие вызывает активное неодобрение и порицание. Как правило, в таком типе воспитания уделяют большое внимание интеллектуальным способностям. Дети с математическими способностями, как правило, воспитываются так, чтобы акцент переносился в сферу развития воображения, так как математика - абстрактная наука. Ребенок воспитывается как независимый субъект, формирует склонность к исследовательскому поведению. Акцент делается на том, что не научить, а дать ребенку возможность самому найти решение. Девочки, как правило, воспитываются более привязанными к родителями, спокойными и занятыми содержательными делами, а мальчики воспитываются так, что у них больше свободы.

Что касается творческого мышления и воображения то, как правило, этому способствует такой тип воспитания, когда нет чрезмерной опеки, целенаправленного влияния на развитие способностей. Как только ребенок приобретает физическую самостоятельность, отношения с родителями строятся дружеские, у ребенка формируется личное отношение, оценка, способность найти решение, если он сам находит, значит сам и отвечает за него. Есть некая дистанция между родителями и детьми, которая проявляется на эмоциональном уровне.