Психология как наука. Этапы эволюции поведения. Память. Воображение. Психические состояния, страница 16

Сначала возникает эмоциональное впечатление (эта реакция может быстро пройти, быть дополнительным). Дальше собственно возникает эмоция – более глубокое отношение человека к себе и обстоятельствам, последний этап – формируется эмоциональное отношение.

Эмоции важны, комплексная оценка обстоятельств.

Существуют понятие цепочки эмоций, парные эмоции:

  • Интерес, возбуждение
  • Удовольствие, радость
  • Удивление
  • Горе, страдание
  • Гнев, ярость
  • Отвращение, омерзение
  • Презрение, пренебрежение
  • Страх, ужас
  • Стыд, застенчивость
  • Вина, раскаяние

Отрицательных фундаментальных эмоций больше, они представлены детальнее. Это объясняется тем, что они важны для организма. Они выполняют регулятивную функцию, испытывая отрицательные эмоции говорит о том, что есть какая-то проблема, нужно сто-то делать, мобилизовывать организм. Что касается положительных эмоций, они важны, но их сложно дифференцировать и достаточно просто положительных эмоций.

Эмоции могут носить эквивалентный характер, даже разного полюса – и радость и горе одномоментно. Эмоции взаимодействуют между собой, одна эмоция может вызывать или усиливать другую. Человеку характерны цепочки эмоций, одна эмоция возникает, она стимулирует появление следующей и т.д.

Существуют попытки выстроить цепочки эмоций:

Удивление — интерес — удовольствие, если можем сделать и неудовольствие, если не можем

Радость — возбуждение — энтузиазм, воинственный энтузиазм и т.д.

Эмоции связан с информацией, понятие информационной перегрузки

Уровень переживаний зависит от уровня бодрствования.

Перенос остатка эмоций – физическое напряжение переносится на эмоции, которые мы потом переживаем, они более сильные и ярко выраженные.

На эмоциональное восприятие влияет контекст, сопровождение не только физическое.

Джеймс Ланге – взаимодействие нервной системы и эмоциональной реакции.

Физиологический механизм ставили на первое место – мы дрожим, поэтому боимся, смеемся поэтому радуемы, физиология первична, эмоция вторична. Существуют центры положительных и отрицательных эмоций. Случайно открыты центры, которые получили название «центры удовольствий», отвечают за знак эмоций – Одсоном в 1952 г.

Эмоции и чувства делятся на:

  1. стенические  эмоции или чувства, которые способствуют повышению работоспособности организма, являются стимулирующими, эмоции связанные с интересом, примером может служить любознательность, вдохновение - сюда добавляется творческое мышление
  2. астенические – снижают общую активность, состояние апатии, которое часто связано с длительным утомлением или тяжелыми переживаниями, проявляются в том, что теряется интерес человека к окружающему миру и снижается общая активность, более тяжелое состояние – депрессия, человек уже не может ни переживать ни делать что-либо, человека отказывается двигаться, питаться.

Тревога – эмоциональное состояние, в целом неопределенная реакция на окружающее. Может выполнять функцию адаптации, заставляет человека более внимательно изучить обстоятельства, в которых он находится, но она также может приводить к пограничному состоянию и изматывающе действовать на человека.

Бывает:

- ситуативной, не имея конкретной опасности, человек все-таки беспокоится (может стимулировать к более активному поведению, но также может оказывать тормозящее действие)

- личностная – человек во всех обстоятельствах и людях видит потенциальную опасность,

Физиологи считают, что самая сильная эмоция – страх, который также оказывает двоякое действие человека. Может мобилизовать, в стоянии страха расходуем резервный запас сил, наступает истощение, чтобы восполнить силы нужно много времени, затем наступает состояние ступора.