Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию.
Санкт-Петербургская государственная инженерно-экономическая академия.
Заочная форма обучения.
Курсовая работа по предмету «Цена и рыночная конъюнктура. Ценообразование».
Тема: Ценообразование на рынке конкуренции немногих производителей (олигополия).
Выполнил: Платонов Владимир Евгеньевич.
2000 г.
Руководитель:
Введение.
Принято считать, что отрасль является олигополистической, когда относительно малое число фирм господствует на рынках товаров и услуг. Однако что такое «несколько фирм»? Конкретного ответа на данный вопрос не существует, поскольку рыночная модель олигополии охватывает большую область, лежащую между монополистической конкуренцией и чистой монополией. Для олигополии может быть характерно 2-3 фирмы. Когда мы слышим: «Большая тройка» или «Большая шестёрка», можно быть уверенными, что речь идёт об олигополии. С другой стороны, при олигополии 10 или 15 бензозаправочных станций могут иметь примерно равные доли рынка нефтепродуктов в городе среднего размера. Какие товары производятся олигополистическими отраслями? Самые разнообразные: товары могут быть как стандартизированными, так и дифференцированными. Так, например, в США, в условиях олигополии производятся такие стандартизированные продукты, как сталь, цинк, алюминий, медь, свинец, технический спирт. В то же время, в условиях той же олигополии производятся многие потребительские товары: автомобили, сигареты, бытовые электроприборы, пиво и т. д. Ярким примером олигополии является знаменитый картель ОПЕК (организация стран - экспортёров нефти), рассмотрим его подробнее чуть позднее.
Почему существует олигополия? Более менее полный ответ заключается в трёх пунктах:
1. Эффект масштаба.
Известно, что при увеличении объёма производства валовые издержки увеличиваются, а издержки на единицу продукции вначале уменьшаются, затем возрастают. Таким образом, кривая долгосрочных средних издержек (переменные издержки на единицу продукции плюс постоянные издержки на единицу продукции) выглядит следующим образом:
Нетрудно сделать вывод, что предприятие будет минимизировать свои издержки при объёме производства, соответствующем точке М на графике. В некоторых отраслях эта точка достигается достаточно легко, таким отраслям свойственно большое количество фирм на рынке (монополистическая конкуренция). В других отраслях достижение этой точки требует значительных капитальных вложений и, как следствие, больших размеров предприятия. Иногда бывает так, что достичь минимальных издержек на единицу продукции может только одна фирма-гигант, при условии охвата всего существующего рынка сбыта продукции. Такое положение дел характерно для естественной монополии. Исторически сложилось так, что олигополистические отрасли тоже требуют больших капитальных вложений, поэтому весь существующий рынок сбыта достаётся нескольким фирмам - продавцам.
2. Другие барьеры для вступления в отрасль.
Для олигополии характерны те же барьеры для вступления, что и для остальных моделей рынка: патенты, лицензии, контроль над сырьевыми ресурсами и т. д.
3. Побуждение к слиянию.
То есть слияние нескольких фирм с целью увеличения рыночной доли и достижения большего эффекта масштаба.
Прежде, чем перейти к рассмотрению вопроса о ценообразовании необходимо сказать несколько слов о всеобщей взаимозависимости фирм, действующих в условиях олигополии. Конкуренция среди небольшого числа фирм является сильно усложняющим изучение фактором. Снижение цены одной фирмой неблагоприятно повлияет на положение на рынке других фирм и это, очевидно, повлечёт за собой ответную реакцию со стороны этих фирм. Результатом будет ценовая война и убытки для всех фирм в этой отрасли. Это означает, что никакая фирма в олигополистической отрасли не осмелится изменить свою ценовую политику, не рассчитав возможные ответные действия своих конкурентов. Всеобщая взаимозависимость, вытекающая из немногочисленности, является уникальным свойством олигополии. Можно сказать, что:
Олигополия существует, когда число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей ценовой политики, должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.
Цена и объём производства.
Чистая конкуренция, монополистическая конкуренция и чистая монополия представляют собой стандартные, общепринятые части микроэкономической теории. Этого нельзя сказать об олигополии по следующим причинам:
1. Не существует чёткого, единого типа олигополии. Олигополия может быть «жёсткой» - когда весь рынок поделен 2-мя - 10-ю фирмами на приблизительно равные доли, или «расплывчатой» - когда 2 - 10 фирм контролируют 70 - 80 % рынка, а остальная часть приходится на «конкурентное окружение» из большого количества фирм.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.