Ценообразование на рынке конкуренции немногих производителей (олигополия), страница 2

2.   Неспособность фирмы в условиях олигополии предсказать ответные действия конкурентов делает невозможным оценить спрос и предельный доход, откуда следует вывод, что цены в условиях олигополии очень негибки, но, если они всё же изменяются, то, как правило, для всех фирм сразу.

Фирма, функционирующая в условиях олигополии, может столкнуться с четырьмя вариантами ценообразования:

1.   Ломаная кривая спроса.

Представим себе олигополистическую отрасль, состоящую из трёх фирм А, Б и В, не связанных друг с другом тайным соглашением. Как выглядит кривая спроса (продаж) фирмы? Расположение и форма кривой спроса олигополиста зависят от того, как конкуренты фирмы будут реагировать на предпринятое, скажем, фирмой А, изменение цены. Существуют два варианта ответных действий конкурентов А. Первый - конкуренты будут выравнивать свои цены вслед за фирмой А. Второй - конкуренты игнорируют изменение цены фирмой А.

Первому варианту соответствуют кривая спроса D1D1 и предельного дохода MR1MR1. Второму варианту - кривые спроса D2D2 и предельного дохода MR2MR2. Кривая спроса D2D2 более эластична, чем кривая D1D1, это понятно, поскольку фирма А, снижающая цену получает преимущество перед конкурентами, следовательно, её объём продаж возрастает в большей степени, чем при условии, что конкуренты следуют за ней. Если же фирма А повышает цену, то наоборот, её конкуренты получают преимущество и, следовательно, объём продаж фирмы А падает в большей степени, чем при условии, что конкуренты также повышают цену. Здравый смысл подсказывает, что конкуренты фирмы А будут следовать за ней при снижении цены фирмой А и будут игнорировать её действия при увеличении цены фирмой А. Таким образом, кривой спроса для олигополиста соответствует кривая D2PD1 на графике, обведённая жирной чертой. Эта кривая является высокоэластичной выше текущей цены P и низкоэластичной ниже этой цены.

Ломаная кривая спроса даёт олигополисту основание полагать, что любое отклонение от текущей цены приведёт к худшему. Так, увеличение цены в сторону PD2 приведёт к значительному сокращению валового дохода, также, как и снижение цены в сторону PD1.

Анализ ломаной кривой спроса имеет один недостаток - он не объясняет, почему текущей ценой является PQ, он только помогает понять, почему олигополисты неохотно отступают от неё.

2.   Олигополия, основанная на тайном сговоре.

Из вышеприведённого анализа напрашивается вывод, что фирмы, действующие в условиях олигополии, имеют все основания для тайного соглашения между собой. Недостатки и неопределенности, не основанной на тайном сговоре модели ломаной кривой спроса, являются очевидными для производителей. Всегда существует опасность, что вспыхнет ценовая война. Обусловленный тайным сговором контроль над ценой позволит олигополистам уменьшить неопределённость, увеличить прибыли, и, может быть, даже помешать вступлению в отрасль новых конкурентов.

Разберём, как формируются цена и объём производства при тайном соглашении олигополистов. Ответ на этот вопрос будет одновременно ответом на вопрос, почему вообще необходим (во всяком случае желателен) тайный сговор. Для ответа представим себе упрощённую ситуацию, при которой в отрасли существуют три фирмы А, Б, В, имеющие одинаковые кривые долгосрочных средних издержек (ATC).

Предположим, что в ответ на изменение цены (в обе стороны) фирмой А, фирмы Б и В отвечают тем же самым. Пусть, также, кривые спроса всех трёх фирм одинаковы. Какую комбинацию цены и объёма производства в этом случае выберет каждая фирма? Если бы фирма А (к примеру)  была бы чистым монополистом, то ответ очевиден - объём продукции Q, которому соответствует равенство предельного дохода и предельных издержек (правило MR = MC), и цену PQ. В этом случае фирма А получит максимальную прибыль (на графике - пунктирный прямоугольник). Но, если предположение, что фирмы Б и В будут назначать такие же цены, окажется неверным, то последствия для фирмы А будут плачевными. Если фирмы Б и В назначат цены ниже PQ, то для фирмы А это приведёт к смещению кривой спроса D влево. Фирма А может ответить тем же самым, но это приведёт к перемещению всех трёх фирм вниз по кривой спроса, может быть, даже до той точки, где P < ATC, то есть у всех трёх фирм будут иметь место убытки. Таким образом, создаётся ситуация, в которой все три фирмы будут считать выгодным назначить одну и ту же цену PQ, но только в том случае, если и конкуренты будут делать также. То есть у всех трёх фирм имеются веские основания для тайного соглашения. Для общества в этом случае результат будет таким же, как если бы отрасль была бы чисто монополистической.