Практическая часть. Выбор цены и объёма производства олигополистической фирмой.
Рассмотрим, как олигополистическая фирма, занимающаяся оптовой торговлей мороженым, на практике выбирает объём производства (продаж) и цену продукта. Следует заранее оговориться, что, если олигополист не сталкивается с ломаной кривой спроса (то есть имеет место какой-то из трёх других методов ценообразования), то принцип выбора цены и объёма производства у него точно такой же, как и у любой другой фирмы, действующей в условиях несовершенной конкуренции. Если же фирма-олигополист всё же имеет дело с ломаной кривой спроса, то ей приходится принимать ту цену, которая уже сложилась на рынке, исходя из вышеизложенной концепции ломаной кривой спроса. В отрасли, в которой действует рассматриваемая в данном примере фирма, не существует ни тайного соглашения, ни лидерства в ценах, но, поскольку фирма поставляет клиентам продукцию на очень выгодных неценовых условиях, можно сказать, что появление конкурентов в её секторе рынка крайне затруднено, поэтому данная фирма рассчитывает цену и объём производства (продаж) так, как это делает любая другая фирма, действующая в условиях несовершенной конкуренции.
Поскольку продукт фирмы сильно дифференцирован (более 300 наименований), руководство фирмы изначально пользовалось методом ценообразования по принципу «издержки плюс», однако, маркетинговый отдел фирмы, после довольно продолжительных исследований, пришёл к выводу, что всю продукцию фирмы можно сгруппировать в 8 групп и попытаться определить кривую спроса в целом для каждой группы, а не для каждого вида в отдельности (что практически неосуществимо). С определением средних издержек дело обстоит проще, так как фирма не производит продукцию сама, то есть все издержки равномерно ложатся на каждый вид (группу). В качестве контрольного отрезка времени выбран месяц. Итак, вводные данные:
Валовые постоянные издержки.
Аренда складского помещения и офиса |
9000 р. |
Зарплата работников, не зависящая от объёма продаж |
3000р. |
Проценты по кредитам |
8500р. |
Прочие постоянные расходы |
1000р. |
Итого: |
21500р. |
В связи с тем, что все издержки распределяются по реализованной продукции практически равномерно, для облегчения расчётов, было принято решение разделить издержки по группам пропорционально доле продаж каждой группы в общем объёме. Группы, отобранные маркетинговым отделом для исследования:
Брикеты «Семейные» (200 - 300 г)
Брикеты вафельные (90 - 150 г)
Мороженое в ванночках (500 - 1000 г)
Рожки и трубочки
Стаканчики вафельные
Стаканчики пластиковые
Эскимо
Торты - мороженое
Доля продаж каждой группы в общем объёме (приблизительно (данные получены эмпирическим путём)).
Наименование |
% ное соотношение |
Доля расходов |
Брикеты «Семейные» (200 - 200 г) |
26 % |
5590 |
Брикеты вафельные (90 - 150 г) |
12 % |
2580 |
Мороженое в ванночках (500 - 1000 г) |
8 % |
1720 |
Рожки и трубочки |
7 % |
1505 |
Стаканчики вафельные |
23 % |
4945 |
Стаканчики пластиковые |
4 % |
860 |
Эскимо |
17 % |
3655 |
Торты мороженое |
3 % |
645 |
Точно также обстоит дело и с переменными издержками с одним усложняющим фактором: величина переменных издержек меняется с изменением объёма продаж, поэтому, общая величина переменных издержек была подсчитана в целом по товару при разных объёмах продаж, а затем также разделена по группам пропорционально доле продаж каждой из них в общем объёме. В целом это выглядит следующим образом:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.