Практическая часть. Выбор цены и объёма производства олигополистической фирмой.
Рассмотрим, как олигополистическая фирма, занимающаяся оптовой торговлей мороженым, на практике выбирает объём производства (продаж) и цену продукта. Следует заранее оговориться, что, если олигополист не сталкивается с ломаной кривой спроса (то есть имеет место какой-то из трёх других методов ценообразования), то принцип выбора цены и объёма производства у него точно такой же, как и у любой другой фирмы, действующей в условиях несовершенной конкуренции. Если же фирма-олигополист всё же имеет дело с ломаной кривой спроса, то ей приходится принимать ту цену, которая уже сложилась на рынке, исходя из вышеизложенной концепции ломаной кривой спроса. В отрасли, в которой действует рассматриваемая в данном примере фирма, не существует ни тайного соглашения, ни лидерства в ценах, но, поскольку фирма поставляет клиентам продукцию на очень выгодных неценовых условиях, можно сказать, что появление конкурентов в её секторе рынка крайне затруднено, поэтому данная фирма рассчитывает цену и объём производства (продаж) так, как это делает любая другая фирма, действующая в условиях несовершенной конкуренции.
Поскольку продукт фирмы сильно дифференцирован (более 300 наименований), руководство фирмы изначально пользовалось методом ценообразования по принципу «издержки плюс», однако, маркетинговый отдел фирмы, после довольно продолжительных исследований, пришёл к выводу, что всю продукцию фирмы можно сгруппировать в 8 групп и попытаться определить кривую спроса в целом для каждой группы, а не для каждого вида в отдельности (что практически неосуществимо). С определением средних издержек дело обстоит проще, так как фирма не производит продукцию сама, то есть все издержки равномерно ложатся на каждый вид (группу). В качестве контрольного отрезка времени выбран месяц. Итак, вводные данные:
Валовые постоянные издержки.
| 
   Аренда складского помещения и офиса  | 
  
   9000 р.  | 
 
| 
   Зарплата работников, не зависящая от объёма продаж  | 
  
   3000р.  | 
 
| 
   Проценты по кредитам  | 
  
   8500р.  | 
 
| 
   Прочие постоянные расходы  | 
  
   1000р.  | 
 
| 
   Итого:  | 
  
   21500р.  | 
 
В связи с тем, что все издержки распределяются по реализованной продукции практически равномерно, для облегчения расчётов, было принято решение разделить издержки по группам пропорционально доле продаж каждой группы в общем объёме. Группы, отобранные маркетинговым отделом для исследования:
Брикеты «Семейные» (200 - 300 г)
Брикеты вафельные (90 - 150 г)
Мороженое в ванночках (500 - 1000 г)
Рожки и трубочки
Стаканчики вафельные
Стаканчики пластиковые
Эскимо
Торты - мороженое
Доля продаж каждой группы в общем объёме (приблизительно (данные получены эмпирическим путём)).
| 
   Наименование  | 
  
   % ное соотношение  | 
  
   Доля расходов  | 
 
| 
   Брикеты «Семейные» (200 - 200 г)  | 
  
   26 %  | 
  
   5590  | 
 
| 
   Брикеты вафельные (90 - 150 г)  | 
  
   12 %  | 
  
   2580  | 
 
| 
   Мороженое в ванночках (500 - 1000 г)  | 
  
   8 %  | 
  
   1720  | 
 
| 
   Рожки и трубочки  | 
  
   7 %  | 
  
   1505  | 
 
| 
   Стаканчики вафельные  | 
  
   23 %  | 
  
   4945  | 
 
| 
   Стаканчики пластиковые  | 
  
   4 %  | 
  
   860  | 
 
| 
   Эскимо  | 
  
   17 %  | 
  
   3655  | 
 
| 
   Торты мороженое  | 
  
   3 %  | 
  
   645  | 
 
Точно также обстоит дело и с переменными издержками с одним усложняющим фактором: величина переменных издержек меняется с изменением объёма продаж, поэтому, общая величина переменных издержек была подсчитана в целом по товару при разных объёмах продаж, а затем также разделена по группам пропорционально доле продаж каждой из них в общем объёме. В целом это выглядит следующим образом:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.