Рассмотренные выше показатели рентабельности в процессе анализа даю представление о хозяйственной деятельности предприятия. Если коэффициент валовой прибыли существенным образом не изменяется на протяжении нескольких периодов (лет), а коэффициент чистой прибыли имеет тенденцию к снижению, то это может быть связано или с увеличением затрат, или с повышением ставок налога. Чтобы выяснить причины изменений следует выучить все факторы, связанные с формированием чистой прибыли. Если наблюдается тенденция снижения валовой прибыли, то это указывает на повышение себестоимости реализованной продукции (товаров, работ, услуг) в сравнении с выручкой от реализации. Последняя может в свою очередь свидетельствовать о снижении конкурентоспособности продукции.
Для оценки
рентабельности операционной деятельности используетеютя
коэффициент операционной прибыли (Коп.пр.), который отображает часть
операционной прибыли в сумме чистого дохода
(выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг).
Вторая группа
показателей рентабельности характеризует взаимосвязь
прибыли и активов. Коэффициент рентабельности
активов (Какт..) рассчитывается как отношение чистой прибыли к средней суммы активов.
Показатели рентабельности активов отображают общую прибыльноси предприятия, которая зависит от эффективного управления активами.
Среди финансовых коэффициентов важным показателем есть коэффициент рентабельности собственного капитала (Ксоб.кап). Он определяется как результат деления чистой прибыли на среднюю сумму собственного капитала. Этот коэффициент есть одним из критериев, за которым собственники принимаю! решение относительно инвестиций.
Метод оценки конкурентоспособности предприятия основывается на анализе отрасли и оценке конкурентов. В процессе такого анализа обнаруживаются главные факторы : успеха и конкурентные критерии, по которым участники рынка распределяются на лидеров и аутсайдеров. Исследование конкурентов и их сравнительная оценка служит основой для определения преимуществ и возможностей основных соперников.
Анализ начинается из выявления ключевых факторов успеха предприятия в данной области и важных показателей их конкурентных преимуществ или недостатков. После этого предприятие и его конкуренты оцениваются по каждому показателю. Для это можно использовать шкалу оценок от 1 до 10 (1 – очень плохо, 10 - очень хорошо). На втором этапе оцениваются сильные стороны любо из соперников и рассчитываются итоговые показатели их конкурентной силы. После этого строят заключения о степени конкурентных преимуществ или недостатков и определяют сферы, где позиции предприятия более сильные или слабые.
Рассмотрим пример не взвешенной оценки конкурентной силы (табл. 1.4).
Из таблицы видно, что общая опенка предприятия - 62 балла. Это свидетельствует про его конкурентное преимущество над предприятием А, которое имеет общую оценку - 43 балла, и предприятием В с оценкой 44 балла. Конкурентное преимущество предприятия тем выше, чем больше разрыв его оценки с общими оценками его конкурентов.
Для оценки конкурентной силы предприятия при наличии соответствующей информации можно использовать систему взвешенных оценок. Такой базируется на предположении, что разные показатели конкурентной силы не одинаково важны. Например, при производстве товаров массового спроса главным показателем конкурентной силы можно считать более низкие затраты чем у конкурентов. В системе взвешенных оценок каждый показатель конкурентной силы имеет определенный вес. Например, важнейшие факторы могут иметь вес 0,8. Если таких факторов несколько, то их вес может составлять 0,2 - 0,3. Система оценок зависит от отрасли и специфики деятельности предприятия.
Таблица 1.4 НЕВЗВЕШЕНАЯ ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОЙ СИЛЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.