Производственная функция, ее значение в стратегическом анализе объемов производства. Методы стратегического анализа среды предприятия. Оценка риска в стратегии принятия инвестиционных решений. Моделирование прогноза финансовых показателей, страница 5

В процессе оценки производственной деятельности следует обращать особое внимание на показатели, связанные с затратами производства, административными и сбытовыми затратами. Для сравнения таких показателей в динамике и с показателями деятельности других предприятий отрасли можно использовать относительные величины - коэффициенты.                                              

Коэффициент затрат производства (Кзатр.произв) рассчитывается путем деления суммы себестоимости реализованной продукции (товаров, работ, услуг) на чистый доход (выручку) от реализации продукции (товаров, работ, услуг). Если этот показатель от периода к периоду или в сравнении с другими предприятиями увеличивается, то это может свидетельствовать о повышении стоимости сырья. увеличение трудовых затрат или затрат,  связанных с процессом  производства продукции. Такая динамика  коэффициента может означать, что предприятие в условиях   конкуренции  с  целью соответствия  качества  продукции требованиям потребителей было вынуждено снижать цены.

 Таблица 1.3                                                               

АНАЛИЗ ЗАТРАТ ПО ЭЛЕМЕНТАМ И ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Элементы затрат

Сумма, грн

Оценка затрат по видам деятельности

Сумма, грн

Материальные затраты

Затраты на оплату труда

Отчисления на социальные мероприятии

Амортизация

Другие оперативные затраты

90000

110000

41250

37000

30075

Производственная себестоимость продукции, (оценка возможности поставщиков, оформление заказов)

Административные затраты (оценка затрат на обслуживание и управление предприятием)

Затраты, связанные с реализацией продукции (оценка затрат на рекламу, транспортировку и страхование готовой продукции)

Другие оперативные затраты (оценка возможных расходов от уценки запасов, реализации оборотных активов, безнадежной дебиторской задолженности и т.пд.)

218920

47150

24205

18050

Всего

308325

308325

Для оценки административных затрат в динамике и сравнения с аналогичными мероприятиями — конкурентами  используется  коэффициент административных затрат (Кадм.затр.), что рассчитывается как отношение этих затрат к сумме чистого дохода (выручки) от реализации продукции     (товаров,     работ,    услуг). Административные затраты рассматриваются как постоянные, или полупостоянные, то есть они   практически   не   зависят   от   объемов   реализации.   Для   каждого предприятия существуют    специфические    обстоятельства,    которые    следует учитывать в анализе.

Показатели результатов деятельности предприятия также дают информацию, которую можно использовать для стратегического анализа тенденций относительно изменения объемов реализации продукции, работ, услуг и суммы, средства, инвестированных предприятием в активы.

Для оценки доходности используют два вида показателей рентабельности. Один показатели оценивают рентабельность по отношению к реализации, другие – по отношению к активам.

Первый показатель называется коэффициент валовой прибыли (Кпр) и расчитивается как отношение суммы валовой прибыли к сумме чистого дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг). Этот показатель характеризует эффективность не только хозяйственной деятельности, а и процессов ценообразования. Если значение этого коэффициента выше, чем среднее у конкурентов, то это означает, что хозяйственная деятельность предприятия более эффективна. Коэффициент валовой прибыли показывает, сколько копеек валовой прибыли приносит каждая гривна оборота.

Об       относительной       эффективности       хозяйственной       деятельности свидетельствует коэффициент чистой прибыли (Кч пр), Его рассчитывают как отношение суммы чистой прибыли к сумме чистого дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг).