Цель работы. Изучить устройство и принцип действия индукционных реле ДСШ и ДСР; измерить электрические параметры и определить пригодность реле к эксплуатации; исследовать зависимость электрических параметров от угла сдвига фаз между потоками местного и путевого элементов реле ДСШ-12.
Двухэлементные секторные реле типа ДСШ и ДСР являются индукционными реле переменного тока и применяются в качестве путевых реле рельсовых цепей переменного тока на электрифицированных участках железных дорог. Реле ДСШ - штепсельные, реле ДСР - нештепсельные (клеммные), относятся к реле первого класса надежности.
Электромагнитная система реле состоит (см. образцы реле ДСШ-12 и ДСР-12) из местного элемента МЭ, питающегося от местного источника питания, путевого (линейного) элемента ПЭ, питающегося от рельсовой или линейной цепи, и подвижного алюминиевого сектора, связанного с контактной системой. Обмотки МЭ и ПЭ создают потоки Фмэ и Фпэ, сдвинутые по фазе на некоторый угол j (рисунок 1,а), которые пронизывают алюминиевый сектор и наводят в нем вихревые токи. Рассмотрим взаимодействия потоков и вихревых токов в реле ДСР. На рисунке 1,б направление вихревых токов Iмэ и Iпэ и возбуждающих их магнитных потоков, соответственно, Фмэ и Фпэ показано для промежутка времени t2 - t3 (рисунок 1,а), когда потоки совпадают по фазе. Взаимодействуя по правилу левой руки, магнитный поток Фмэ и вихревой ток Iпэ создает силу f1, магнитный поток Фпэ и вихревой ток Iмэ - силу f2. Так как силы f1 и f2 в любой момент времени по величине равны между собой и для случая, когда потоки совпадают по фазе, направлены в противоположные стороны, результирующий за период момент Мрез = 0 и сектор неподвижен.
В промежутки времени t1 - t2, когда потоки не совпадают по фазе, силы f1 и f2 будут направлены в одну сторону и создавать результирующий момент, под действием которого сектор поворачивается и переключает контакты. Из рисунка 1,а очевидно, чем больше промежуток времени t1 - t2 (больше сдвиг по фазе), тем больше результирующий момент.
Взаимодействие вихревого тока с возбуждающим его магнитным потоком ( Фмэ с Iмэ; Фпэ с Iпэ ) не создает вращающего момента, так как силы под каждым краем полюса направлены в противоположные стороны и вследствие их симметрии взаимно уравновешиваются. У реле типа ДСР сектор имеет прорези, с помощью которых вихревые токи направляются под полюса магнитных систем. У реле типа ДСШ сектор сплошной, так как полюса ПЭ и МЭ располагаются друг против друга (см. реле ДСШ) и вихревые токи, возникая непосредственно под полюсами МЭ, взаимодействуют с потоком Фпэ, вследствие чего создаётся Мрез. Величина результирующего момента определяется зависимостью,
Мрез=К IМЭ IПЭ sinj
где К - коэффициент пропорциональности;
Iмэ, Iпэ - токи в обмотках, соответственно, местного и путевого элементов;
j - угол сдвига фаз между потоками Фмэ и Фпэ .
Из выражения для Мрез видно, что величина и знак Мрез зависят от величины и направления токов в обмотках МЭ и ПЭ и величины угла между потоками.
Промышленностью выпускается штепсельные реле ДСШ-2, ДСШ-12, ДСШ-13, а также вновь разработанные реле ДСШ-15 и ДСШ-16. Контактная система реле ДСШ-12 и ДСШ-13 содержит по две пары фронтовых (2Ф) и по две пары тыловых (2Т) контактов.
Реле ДСШ-2 используется в качестве путевого или линейного реле в метрополитене. Электрические параметры реле ДСШ-12 при частоте переменного тока 50 Гц приведены в таблице 1.
Прямой подъём сектора соответствует моменту замыкания всех фронтовых контактов, полный подъём - моменту касания обжимкой сектора верхнего упорного ролика, отпадание - моменту замыкания всех тыловых контактов. Электрические параметры измеряются при номинальном угле сдвига фаз.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.