За годы войны было создано немало емких, неповторимых образов героев войны и тыла. И подобно тому как из отдельных кирпичиков вырастает целостное здание, так н-ч галереи вполне конкретных скульптурных портретов воссоздается достаточно многоликий и цельный в своем обобщении образ советского народа — воина, патриота, интернационалиста.
В лучших из них нашли яркое образное выражение новые благородные черты народного характера, взращенного, выкованного партией и государством в горниле социалистического переустройства жизни: высокая сознательность, глубокая идейная убежденность, сила духа, бесстрашие, мужество, внутренняя готовность к подвигу, любовь и преданность Отечеству.
Из скульптурных произведений этого периода прежде всего называют выполненные В. И. Мухиной портреты полковника И. Л. Хижняка, полковника Б. А. Юсупова и «Партизанку». Действительно, это лучшие работы, созданные в годы войны. В портрете Б. А. Юсупова подкупает смелость пластической трактовки внешнего облика героя. Его израненное, изуродованное лицо, глазная повязка, казалось бы. не позволяли скульптору создать возвышенный пластический образ. Автор же сумел не только увидеть в этом лице черты героя, но и найти им достойное пластическое воплощение, блестяще справившись с неимоверно трудной творческой задачей. Артиллерист-разведчик, он совершил в тылу противника подвиг, направив колонну вражеских танков прямо на минное поле. Герой, удостоенный за боевые подвига высшей награды Родины — ордена Ленина, вырастает в скульптуре В. И. Мухиной до типически характерного образа. Он величествен, как монумент, он незабываем как олицетворение художественного совершенства.
В этой работе еще раз и с особой силой проявилось потрясающее умение В. И. Мухиной увидеть в обыденном — героическое, в частном — общее, общезначимое, в конкретном — типическое, в некрасивом — прекрасное и возвышенное.
Духовная наполненность пластического образа, степень интереса к скульптурному портрету, а следовательно, и его влияние на зрителя во многом определяются качествами портретируемого героя, масштабом его личности, его способностью к героическому деянию, подвигу во имя великой цели.
Смотришь на скульптурные портреты наших выдающихся государственных деятелей, военачальников, исполненных в лучших реалистических традициях С. Д. Меркуровым, Е. В. Вучетичем, Н. В. Томским, С. Д. Лебедевой, М. Г. Манизером, и зримо ощущаешь неоднозначную сложность, может быть, даже противоречивость личностных качеств портретируемых и вместе с тем какую-то мощную цельность изображенной человеческой натуры, ее яркую незаурядность, силу н масштабность характера.
Каждый из них по-своему, как бы изнутри, излучает свет, определяя тем самым духовный потенциал личности. Составляющими этих качеств являются патриотизм, воля и решительность в достижении цели, мужество н твердая убежденность в правоте своего дела, незаурядная смелость, мастерское владение военным искусством побеждать, высокий интеллект и человечность. Этим ярким и сильным характерам органически чужды мелочная суетность поступков и приземленность помыслов. Это и понятно. Ибо тогда не было бы героической личности.
Масштабную личность немыслимо создать искусственно. Никакое, пусть даже самое высокое, мастерство живописца и скульптора неспособно скрыть неестественность, фальшь в трактовке реального образа. Героическая личность — порождение самой жизни, я война, при всей ее трагической сущности, стала катализатором лучших черт характера не только отдельных героев, но и миллионов людей, имя которым — советский народ.
Такими мы я видим их в произведениях многих советских скульпторов тех лет. В их работах перед зрителем предстают люди, для которых война — занятие необычное и противоестественное. Но именно она формирует в каждом черты героические, лепит характеры могучие, возвышенные. Так из множества ярких образов создается коллективный портрет нового общества, рожденного социалистической революцией.
Глубокая, идущая от сердца человечность покоряет зрителя в величаво-строгой и вместе с тем преисполненной героического порыва скульптуре «Зоя Космодемьянская», созданной М. Г. Манизером. Гордый поворот головы, решительный и твердый шаг, исполненные сдержанной энергии жесты рук, убедительно и детально переданная полувоенная одежда отважной партизанки — все это создает запоминающийся героический женский образ.
В работе ярко проявилось профессиональное мастерство скульптора, его высокая пластическая и общая культура, глубокое знание и творческое использование плодотворных классических традиции. Композиционным решением скульптуры автор как бы подчеркивал особо возвышенный характер ее натуры, величие ее подвига.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.