Все, что сделал и чего достиг в творчестве Н. В. Томский за годы войны, позволит ему в послевоенный период вписать в монументальную летопись Великой Отечественной войны немало ярких, немеркнущих страниц. Но об этом— чуть позже.
Ярко раскрылось в годы войны дарование В. Б. Пинчука. Он выполняет портреты воинов — защитников родного Ленинграда, партизан. Высокого трагедийного накала достиг автор в композиции «Клятва мести». Над снятым с виселицы патриотом склонялся мужественный и сильный, умудренный жизнью пожилой партизан. В другой композиции, «Балтиец», В. В. Пинчук создает образ военного моряка с автоматом и гранатой в руках, в боевом порыве ринувшегося на врага. За таким поднимутся в атаку матросы и пехотинцы, пойдут в решительный, может статься, последний бой.
Композиции «Балтиец» и «Клятва мести» созданы в 1942 году. Работы В. Б. Пинчука подкупают прежде всего богатыми жизненными наблюдениями.
На всей временно захваченной фашистами советской территории смело и решительно действовали партизанские отряды, Неоднократно доводилось бывать в партизанских лесах ленинградскому скульптору А. А. Стрекавину. Им создан ряд запоминающихся портретов пожилых и молодых людей в полушубках и ушанках со знакомой трехлинейкой за плечами, первыми видевших изуверства фашистов и их прихвостней. Народные мстители появлялись внезапно и наносили ощутимые удары по врагу именно там, где их меньше всего ожидали. Они становились не только реальной грозой для оккупантов, но и своими смелыми, дерзкими налетами на врага укрепляли веру мирного населения в несокрушимую силу советского строя, несгибаемость народа, близость скорой победы. Такими и предстают партизаны в портретных бюстах и скульптурном барельефе А. А. Стрекавина.
В этих работах автор ставил перед собой задачу не только добиться портретного сходства, но — и это главное — раскрыть типические черты характера простых советских людей, поднявшихся на священную войну с врагом. Они пронизаны авторской симпатией к защитникам Отечества, убеждают внимательной психологической разработкой образов, смелостью пластических решений.
Можно с достаточным основанием утверждать, что за годы войны скульпторы, преодолевая трудности, не только накопили богатый практический опыт, но и добились заметных успехов о освоении , суровой военной действительности. При этом многие из них проявили смелость, подлинно новаторский подход в поиске новых пластических форм, повышенной образной выразительности.
Искусство военной поры требовало от художника и ваятеля особого напряжения творческих сил. Достойно воссоздать образ сражающегося героического народа можно было лишь на основе предельной творческой самоотдачи в поиске новых выразительных приемов, выработки соответствующего стиля.
И скульптура в силу ее специфических видовых отличий внесла в решение этой задачи свой достойный и поистине бесценный вклад. Как известно, трехмерность скульптурного произведения, его пребывание в конкретном пространстве придают пластическому образу особую значительность. Именно это качество скульптуры позволяет ее автору с большей художественной убедительностью, чем это мог бы сделать живописец или график, создавать возвышенные, патетические образы. Именно поэтому скульптура как особый вид искусства искони тяготела к созданию таких образов, в которых бы в концентрированной художественной форме закреплялись во времени возвышенные представления современников о лучших человеческих качествах, о подлинно значительных личностях.
Все сказанное о скульптуре периода Великой Отечественной войны, на наш взгляд, с особой силой подтверждает эти положения. В незамысловатых сюжетах, обыденных жанровых сценках, в многочисленных скульптурных портретах, композициях, уже в первых памятниках и монументах военной поры художники сумели передать, донести до потомков возвышенный, героический образ того времени, величие духа народа-борца, народа-победителя. И в этом их непреходящая историческая ценность.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.