Художник с большой реалистической убедительностью трактует действия каждого персонажа, наделяя своих героев конкретными, индивидуализированными чертами. Раненый офицер, изображенный в неестественной позе на переднем плане, приготовившийся дорого отдать свою жизнь, и боец, яростно отстреливающийся из автомата, олицетворяют несгибаемость советских воинов. Солдат в телогрейке с накинутой плащ-палаткой, поддерживающий раненого командира, демонстрирует верность воинскому долгу. Воин, приготовившийся бросить, может быть, последнюю гранату, символизирует непримиримую, испепеляющую ненависть к врагу. Фигура раненого генерала, возвышающегося в центре, объединяет их всех и придает группе композиционную завершенность. Приковывает к себе внимание его высокая, подавшаяся вперед фигура с выразительной головой, с устремленным вдаль взглядом глубоко сидящих глаз и вздернутым упрямым подбородком, с развевающимися полами шинели, из-под которой виден на груди у генерала боевой орлей. Пожалуй, лишнюю патетику придает указующий жест его руки, что в целом не умаляет жизненной правдивости скульптуры.
Предельно точна пластика и в крупных и в мелких объемах. Автор тяготеет к детальной проработке скульптурной формы. Вместе с тем он умело использует и прием широкой обобщенной лепки. Точно найдены и увязаны все части композиции. Это наряду с тщательной проработкой каждой фигуры, каждой детали памятника позволило автору глубоко раскрыть суть героического подвига, жизненно правдиво показать внутреннее состояние человека а момент сильнейшего волевого и душевного напряжения.
В целом это произведение К. В. Вучетича воспринимается как гимн силе, мужеству н несгибаемой стойкости тех, кто не щадил своих жизней в кровопролитных боях за каждый клочок родной земли.
Другим выдающимся советским скульптором, внесшим огромный творческий вклад в советское искусство военных лет, был Н. В. Томский.
К началу войны Н. В. Томский — достаточно известный художник, автор замечательных памятников С. М. Кирову в Ленинграде, В. И. Ленину в Воронеже, непременный участник всех крупных выставок изобразительного искусства 30-х годов. Его можно отнести к числу наиболее ярких представителей художников нового типа, сформировавшихся в годы социалистического строительства. Художник-коммунист Н. В. Томский с первого дня войны уходит в армию. Но уже через два месяца его отзывают с военной службы для работы на поприще искусства.
Выше уже говорилось о том. что, работая с группой художников в неимоверно сложных условиях ленинградской блокады, Н. В. Томскому удалось создать два значительных не только по размерам, но и по идейно-эмоциональному заряду и пластически-образному строю монументально-скульптурных агитплаката, которые, к сожалению, ни сохранились и о которых мы можем судить лишь по фотографиям н воспоминаниям современников.
Н. В. Томский - блистательный мастер психологического портрета. И об этом пойдет речь в дальнейшем. Здесь же представляется целесообразным подчеркнуть еще одно направление его творческих поисков — разработку скульптором уже в годы войны философски осмысленных, обобщенно-символических образов, увековечивших в металле и камне подвиги советского народа.
Так, в 1943 году автор создает две скульптуры бойцов — юноши и девушки,— олицетворяющих подвиг защитников столицы. Особенно впечатляет сильная, волевая девушка-солдат композиции «На защиту Москвы». В постановке фигуры, ее позе, призывном жесте чувствуется собранность, решимость, устремленность, волевая энергия. У нее открытое, типично русское лицо. Взгляд сосредоточен и выразителен. Изгиб бровей и губ, чуть вздернутый нос, приподнятый подбородок, плотно сидящая пилотка, из-под которой выбивается красивая прядь волос, придают ее лицу живую искренность и пластическую выразительность. Уверенная, твердая поступь девушки и развевающаяся на ветру плащ-палатка сообщают ее движениям ярко выраженную динамику и ритмическую завершенность, собранность.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.