Работа эта появилась па выставке 1942 года «Великая Отечественная война» в Государственной Третьяковской галерее и привлекла всеобщее внимание. Вскоре, еще в годы войны, М. Г. Манизер на основе станковой композиции разрабатывает проект памятника отважной партизанке, который и был открыт в 1947 году на ее родине — в городе Тамбове. Несколько позже, в 1954 году, по этой модели памятник Зое Космодемьянской был установлен также и в Ленинграде.
Обобщенный образ молодой героини создает в 1943 году Е. Ф. Белашова в скульптуре «Непокоренная». Работа вылеплена автором порывисто и взволнованно. Фигура простой советской девушки полна живого движения, внутренней экспрессии. В одежде — приметы времени: видавшая виды куртка, на голове платок, на ногах старенькие, истоптанные башмаки. Худенькая рука, гневно сжимающая борт куртки, высоко поднятая голова — признаки решимости и воли. И вместе с тем во всем ее облике — теплота и душевность. Через движение, позу, жест, взгляд, живую и трепетную пластическую форму скульптор передает духовную силу, волю, глубокую человечность образа, наполняет его драматической взволнованностью и выразительностью. И здесь мы прослеживаем плодотворное влияние высоких художественных традиций, и прежде всего — творчества А. С. Голубкиной и ее знаменитой «Березки».
Обширную галерею скульптурных портретов людей военного времени создает С. Д. Лебедева. Для ее творчества характерна углубленная психологическая разработка образа. Ключ к ней художник видела в непрестанной работе с натурой. Многократно общаясь с портретируемыми, она стремилась глубже проникнуть в их внутренний мир, понять их характер, подметить, запечатлеть примечательно-индивидуальное в осанке, посадке головы, взгляде, жесте, мимике своих героев. Только так, и не иначе, можно по крупицам воссоздать жизненно правдивый, реалистический образ.
Внимание, зоркость к сугубо личностному помогали скульптору лучше понять и воспроизвести типические черты характера советских людей, проявившиеся в годы войны. Героическое начало, осознанный патриотизм, развитый интеллект — неизменные общие черты глубоко индивидуализированных образов, созданных скульптором. Таковы Герой Советского Союза А. С. Осипенко и И. И. Гейбо. генерал-полковник авиации Ф. Я. Фалалеев, военный корреспондент — поэт А. Т. Твардовский, танкист С. Токарев, полковник Мамыш-Улы.
С. Д. Лебедевой принадлежит честь создания в 1942 году первого скульптурного портрета летчика Николая Гастелло, который в самые первые дни вражеского нашествия совершил беспримерный героический подвиг, направив свой подбитый самолет в скопление танков противника. За этот подвиг летчик-коммунист Н. Ф. Гастелло одним из первых в период войны был удостоен звания Героя Советского Союза.
Скупо, лаконично передает скульптор гневный взгляд отважного летчика, выразительную линию плотно сжатых губ. Пластически тонкой проработкой скульптурной формы автор воссоздает островыразительный образ бессмертного героя.
Успех в создании портрета, как правило, сопутствует тому художнику, который добивается идейно-образной слитности, единства в выражении внешних и внутренних черт модели.
Этого в значительной мере удавалось достигнуть одному из замечательных скульпторов — И. Г. Першудчеву. На его работах — это можно утверждать с достаточной определенностью — отложилась печать времени в лучшем смысле этого понятия. По манере лепки с детальной проработкой пластической формы, по выразительности художественного языка, по суровой правдивости его образов, по всей своей стилистике его произведения принадлежат героическому времени Великой Отечественной войны, и их невозможно спутать с работами других лет.
Немало фронтовых дорог исколесил в годы войны грековец И. Г. Першудчев. Там он встречал разных людей — командиров, политработников, рядовых, представителей всех родов войск, людей разных возрастов и национальностей. Не внешняя примечательность человека влекла к себе молодого художника, а его внутреннее состояние — постоянная собранность, готовность к принятию самых трудных и быстрых решений в подчас молниеносно менявшейся ситуации, любовь к жизни и пробивающаяся сквозь суровость внешнего облика человеческая доброта. Художник рисовал и лепил, лепил и вновь делал зарисовки портретируемых. Ему удалось создать целую галерею скульптурных портретов фронтовиков. Разные по степени пластического совершенства, все они объединены сквозной темой войскового товарищества, братства по оружию, той несгибаемой силой, которая приблизила победу над врагом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.