Самое примечательное и перспективное в творческом методе Е. В. Вучетича заключается прежде всего в прочной опоре на классическое наследие, на академическое искусство в его лучших проявлениях. Пластический язык, образный строй, композиционное построение сюжета не были у Е. В. Вучетича холодным заимствованием выработанного мастерами прошлого приема и стиля. Это была не просто тяга к освоению культурного наследия, что само по себе уже знаменует явление позитивное и обнадеживающее. Используя накопленный опыт, опираясь на лучшие достижения отечественной и мировой скульптурной пластики, пропуская этот бесценный багаж через собственное мироощущение, Е. В. Вучетич вдумчиво и настойчиво вырабатывал свой стиль, свой метод, свой язык.
Естественно, не все получалось у художника сразу, не все образовывалось в соответствии с замыслом. Главное заключалось в другом. Своими работами скульптор настойчиво утверждал непреходящую ценность и неисчерпаемые возможности реализма. В них наглядно раскрывалось следование искусства социалистического реализма лучшим традициям русского и мирового искусства.
Творческой заслугой Е. В. Вучетпча в годы войны было создание целой галереи скульптурных портретов. И в этом нужно отдать должное художнику. Он сумел за этот период пройти такой большой творческий путь, накопить такой значительный профессиональный опыт, который иной художник не сможет приобрести и за десятилетия жизни.
Именно в суровое военное время Е. В. Вучетич почувствовал особый интерес к созданию памятников и мемориальных скульптурно-архитектурных композиций. Работал он с огромным энтузиазмом и самоотверженностью. В справедливости сказанного нетрудно убедиться даже на основе простого перечисления работ, созданных им в годы войны.
Вначале были созданы бюсты Героев Советского Союза А. Рафтопуло и И. Середы. Затем — патетически заостренные и внутренне напряженные монументальные портреты генералиссимуса А. В. Суворова и фельдмаршала М. И. Кутузова. Возросшее пластическое мастерство позволяет автору убедительно и впечатляюще раскрыть сконцентрированную волю, глубоко индивидуализированную масштабность образов таких известных военачальников, как генерал армии Н. Ф. Ватутин (1945), генерал-полковник авиации С. И. Руденко (1945).
Необычайно широк диапазон творческих интересов скульптора. Его неудержимо влекла к себе и монументальная пластика. В 1943 году он начинает разработку проекта памятника генерал-лейтенанту М. Г. Ефремову, бывшему командующему 33-армией, геройски павшему в боях 1941 года за город Вязьму. Примечательно, что уже в июле 1943 года проект памятника был опубликован в печати для обсуждения. Впоследствии первоначальный проект был значительно переработай и завершен автором в 1943 году (архитектор Я. Б. Белопольский).
В основу композиционного решения скульптурной группы памятника Е. В. Вучетич взял последний момент боя горстки советских отважных воинов во главе со своим генералом, окруженных врагом. Близится момент трагической развязки. Перед автором стояла трудная двуединая задача: с одной стороны, не впасть в ложную декларативную патетичность, а с, другой — не попасть в ловушку бескрылого натурализма.
Незаурядный талант, мастерство помогли ему успешно решить ее и одержать ощутимую идейно-эстетическую победу. Это был один яз первых многофигурных скульптурных памятников, созданных в годы войны. Художественные качества этой работы позволили ей занять достойное место в летописи советского монументального искусства. Стремясь к архитектонической и пластической гармонии монумента, автор так строит сложную круговую композицию скульптурной группы, что каждая из пяти фигур, играя вполне самостоятельную смысловую роль, вместе с тем сливается с остальными в единое образное целое.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.