С этой фигурой композиционным и объемно-пространственным решением взаимосвязана скульптура «Не пропустим!»), изображающая хотя и молодого солдата, но повидавшего уже многое на этой войне. Не раз глядел он опасности в глаза. Крупно и резко вылепленное лицо с большими, глубоко посаженными глазами, низко надвинутая на лоб каска придают его облику суровую решимость, подчеркивают могучую силу характера советского воина. Волевой останавливающий жест левой руки и плотно сжатая в правой руке винтовка с приткнутым к ней штыком говорят о его готовности дать достойный отпор врагу. Плотная, обобщенная и в то же время реалистически точная лепка сообщает всей его фигуре ощущение огромной физической и моральной силы, беспредельного мужества и стойкости, олицетворяющих мужество всех советских воинов.
Фигуры в 1944 году были установлены по обе стороны Ленинградского шоссе на высоких постаментах у въезда на путепровод. Это место, пожалуй, одно из самых близких в северной части столицы, к которому :зимой 1У41 года приближались вражьи полчища. В те годы это была окраина Москвы. И две фигуры, юноши и девушки, на высоких постаментах, украшенных военной эмблематикой, как бы потрепали каждого въезжающего в город и напоминали о недавней героической обороне Москвы.
Прошли с тех давних времен уже не годы, а десятилетия. Неузнаваемо выросла, изменилась и похорошела столица. Ленинградский путепровод теперь, пожалуй, ближе к центру города, нежели к окраине. Немало за это время произошло изменений в стилистике скульптурно-архитектурных ансамблей. Но, как и прежде, выразительные монументальные скульптуры Н. В. Томского несут все новым и новым поколениям советских людей чувства патриотической гордости.
Эти скульптуры стали своеобразными символами стойкости и победоносной силы Красной Армии. Без ложной патетики, четким и лаконичным пластическим языком, в таком сочном я выразительном материале, как чугун, скульптор правдиво воссоздавал яркие образы советских воинов — героических и мужественных защитников социалистического Отечества. В этом непреходящая идейно-эстетическая ценность и воспитательная значимость скульптурных композиций Н. В. Томского «На защиту Москвы» и «Не пропустим!».
В творчестве Н. В. Томского большое место принадлежит скульптурному рельефу. По мнению скульптора, это такая форма пластики, которая позволяет в развернутых скульптурных композициях добиваться убедительной многоплановости в образном раскрытии темы. Внимание к рельефу — еще одно свидетельство глубокого уважения автора к высокой традиции русского ваяния. Н. В. Томский выполнил ряд скульптурных рельефов для подземного перронного зала станции Московского метро ”новокузнецкая”.
Русский народ на протяжении своей истории выдвинул из своей среды, дал Родине немало выдающихся личностей, в том числе и полководцев. Их славные дела не раз достойно служили Отечеству в самые трудные моменты его существования. Имена, героические образы наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского. Александра Суворова, Михаила Кутузова несли через века нашим современникам высокий пример беззаветной любви к Родине.
В 1943 году Н. В. Томскому было поручено выполнить шесть скульптурных медальонов с портретами великих русских полководцев. С огромным увлечением, с полной самоотдачей трудился автор, кропотливо изучал иконографический материал, делал лепные эскизы и наконец создал в невысоком рельефе портреты этих выдающихся деятелей русской истории.
Автор избрал единый принцип профильного портрета. Скупыми средствами, лаконично и выразительно он передает в них черты героического характера. Композиция каждого портрета органично включала в себя и соответствующие декоративные атрибуты — знамена п различные виды русского оружия, усиливающие обобщенно-символическое звучание работ. В этих произведениях проявилось растущее, набирающее силу мастерство художника, его способность решать в скульптуре сложные идейно-эстетические задачи.
Продуктивно трудился Н. В. Томский и в других видах скульптурной пластик». В 1944 году он создал проект памятника генералу армии И. Р. Апанасенко для Белгорода (сооружен в 1949 году), проект памятника героине-партизанке Лизе Чайкиной, приступает к работе над скульптурным портретом дважды Героя Советского Союза М.Г. Гареева, выполняет ряд других работ
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.