Учитывая, что X0 º 1 и, что координаты точки M удовлетворяют соотношению (4) получим С0 - 4 . 3 - 2 . 3 = 0 , откуда С0 = 18.
Следовательно:
g(X) = 18 - 4 . X1 - 2 . X2 = 0
Выясним, к какому классу относится точка X (3;4).
Первый способ. ___________ __ ___________
Найдем r1 ( X, XЭ1 ) = Ö (3-1)2+(4-2)2 = 2Ö 2 и
r1 ( X, XЭ2 ) = Ö (3-5)2+(4-4)2 = 2.
r1 ( X, XЭ1 ) > r1 ( X, XЭ2 ) следовательно Z Î V .
Второй способ.
Найдем Y(X) = 18 - 4 . 3 - 2 . 4 = -2 < 0 . Это значит, что X Î V2 согласно (2). Во втором случае меньше и проще вычисления. Но требуется предварительный расчет функции Y(X).
Вектор Э2Э1 , ортогональный искомой прямой имеет вид
Y(X) = C0 . X0 + C1 . X1 + C2 . X2 + C3 . X3 ,
Э2Э1 = ( 1 - 6 ; 2 - 3 ; 6 - 0 ) = ( -5 ; -1 ; +6 ) ,
то есть С1 = -5, С2 = -1, С3 = +6.
Середина отрезка Э1Э2 - точка Q характеризуется координатами:
XQ1 = (1 + 6) / 2 = 3,5; XQ2 = (2 + 3) / 2 = 2,5; XQ3 = (6 + 0) / 2 = 6 ,
Из условия принадлежности точки Q прямой Y(X) = 0 , определим С0:
-5 . X1 - X2 + 6 . X3 + C0 = 0;
-5 . 3,5 - 2,5 + 6 . 3 + C0 = 0; C0 = 2 .
Откуда следует
g(X) = -5 . X1 - X2 + 6 . X3 + 2 = 0 .
Исследуем положение точек X7 = ( 0;0;0 ) и X8 = ( 0;8;1 )
g(X7) = 2 > 0 , следовательно, X7 Î V1 .
g(X8) = 0 точка X8 лежит на границе между классами. По определению (2) X8 Î V2 .
Написать программу, осуществляющую классификацию объектов методом эталона. Реализовать построение разделяющей границы , а так же определить принадлежность точки Z(Х1;Х2) к классам без применения “разделяющей границы” .
Для проверки работоспособности программы по своему варианту (номер в журнале) ввести исходные данные, распечатать листинг программы, таблицу исходных данных и результатов. При выполнении задания к значениям X1 в четных вариантах 1 прибавляется 1, в нечетных - отнимается 1 . К значениям X2 в 2 четных номерах прибавляется 1.
1. Смоделировать распознающую систему с использованием эталона, написать и отладить программу на языке программирования высокого уровня для классификации объектов с произвольными значениями признаков. Программа должна запрашивать у пользователя значения обучающей выборки (или читать их из файла), выдавать на экран или принтер исходные данные и результат классификации.
2. Для проверки работоспособности программы по своему варианту (номер в журнале) ввести исходные данные, распечатать листинг программы, таблицу исходных данных и результатов. При выполнении задания к значениям X1 в четных вариантах 1 прибавляется 1, в нечетных - отнимается 1 . К значениям X2 в 2 четных номерах прибавляется 1.
3. Сделать выводы о применимости метода.
4. Оформить отчет, в котором привести листинг программы, копии экранов и результаты работы программы. Сделать выводы о применимости метода.
Наименование и цель работы; основные положения кратких сведений из теории; индивидуальное задание, в котором привести листинг программы, копии экранов и результаты работы программы. Вывод по работе.
1. Сформулировать условия применимости метода эталона. Оценить чувствительность метода к ошибкам в исходных данных.
2. Решить задачу распознавания методом эталона, для точек X1 и X2. Обучающая последовательность задана таблицей. В случае a) выполнить чертеж и охарактеризовать расположение классов и разделяющей границы:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.