2. Разработать алгоритм принятия решения в детерминированной системе распознавания на основе использования известных геометрических мер близости.
3. Программная реализация разработанного алгоритма.
4. Ввод заданных описаний 3-х классов на языке 11-и предложенных признаков распознавания (таблицы 1-3 - варианты заданий).
5. Отладка программы.
6. Выполнение контрольных распознаваний неизвестных объектов по векторам их признаков (таблица 4).
7. Сравнение принятых решений об отнесении неизвестных объектов к заданным классам по различным мерам близости.
8. Сделать выводы о применимости метода.
9. Оформить отчет по лабораторной работе.
1. Число классов распознавания - 5-10.
2. Размерность вектора признаков - до 20.
3. Решение о принадлежности объекта, к одному из классов принимается согласно правилам принятия решений в детерминированных системах.
4. Программа должна запрашивать у пользователя значения обучающей выборки (или читать их из файла), метод распознавания, число К, выдавать на экран или принтер исходные данные и результат классификации.
5. Для проверки работоспособности программы по своему варианту (номер в журнале) ввести исходные данные, распечатать листинг программы, таблицу исходных данных и результатов. При выполнении задания к значениям X1 в четных вариантах 1 прибавляется 1, в нечетных - отнимается 1 . К значениям X2 в 2 четных номерах прибавляется 1.
Наименование и цель работы; основные положения кратких сведений из теории; индивидуальное задание, листинг программы, копии экранов и результаты работы программы. Вывод по работе.
Контрольные вопросы
1. Сформулируйте преимущества и недостатки применения метода ближайшего соседа, и метода К- ближайших представителей, дайте их сравнительный анализ.
2. Дать сравнительный анализ различных мер близости между объектами. Указать условия применимости каждой меры.
3. Обучающая последовательность задана таблицей:
Таблица 3 - Обучающая последовательность
Объекты |
X1 |
X2 |
Vi |
Z1 |
-1 |
4 |
V1 |
Z2 |
0 |
2 |
V1 |
Z3 |
6 |
5 |
V2 |
Z4 |
7 |
3 |
V2 |
Z5 |
1 |
6 |
V1 |
Определить принадлежность к классам точки Z (3;4). Как измениться результат, если:
· допущена ошибка в задании координат точки Z5 и истинные значения X1=1, X2=5.
· неверно классифицирована точка Z5 , то есть V(Z5) =2.
Цель работы: изучить условия применения и механизм реализации метода эталона в двух постановках: c построением разделяющей границы и без.
Метод К- ближайших представителей (в том числе и правило ближайшего соседа) обладает существенными недостатками, затрудняющими его применение в практических задачах:
· требуются значительные объемы машинной памяти для хранения всех объектов обучающей последовательности;
· вычисление мер близости накладывает жесткие ограничения на выбор программного и технического обеспечения синтезируемых систем управления;
· большие затраты машинного времени на расчеты ограничивают круг решаемых задач, требующих принятия решения в реальном масштабе времени.
В связи с этим получил большое распространение метод эталона, свободный от этих недостатков.
Метод эталона в своей простейшей постановке может рассматриваться как частный случай метода К- ближайших представителей, если в качестве К- ближайших точек рассматриваются все точки обучающей последовательности. Возникает задача определения расстояния между точкой и классом. Расстоянием между точкой и классом будем считать расстояние между этой точкой и эталоном класса - его центром тяжести.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.