Методы планирования эксперимента

Страницы работы

12 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Тема 6      Методы планирования эксперимента.

Для чего необходимо планирование эксперимента?

Как и любое планирование, оно позволяет (1) сократить объем процесса (в данном случае объем эксперимента) и (2) повысить точность получаемых результатов.

В основе методов статистического планирования эксперимента лежит использование упорядоченного плана точек в факторном пространстве называемого матрицей планирования (МП).

Этапы составления плана

I этап.

При составлении любого плана эксперимента первым этапом является ВЫБОР УСЛОВИЙ ЭКСПЕРИМЕНТА, которые включают:

(1) область экспериментирования (общие пределы измерения);

(2) основной уровень исследуемых факторов;

(3) интервал варьирования исследуемых факторов;

(4) точность фиксирования факторов.

(1)  При выборе области экспериментирования учитывают:

а) ограничения уровней факторов, обусловленные их физической природой (например: предел прочности материала, температура плавления и т.д.), применяемым оборудованием (предельные значения подачи станка, частот вращения и т.д.), технико-экономическими показателями (соображениями) .

б) имеющуюся априорную информацию, полученную в аналогичных, ранее производимых исследованиях.

(2)  Выбор основного уровня исследуемого фактора X0i (иначе, нулевой

точки) зависит от решаемой задачи. Если задачей эксперимента является описание процесса (интерполяция), то за нулевую точку принимается середина интервала изменения данного фактора. В задачах оптимизации некоторого параметра нулевую точку нужно располагать как можно ближе к положению, обеспечивающему оптимум параметра, т. е. на основе предварительных опытов выбирается наилучшее значение.

(3) При выборе интервала варьирования уровня фактора (Ji) учитываются ограничения “сверху” и “снизу”. Ошибка с которой фиксируется уровень фактора является ограничением “снизу”. Предел области определения - устанавливает верхнюю границу: если Ji составляет не более 10% от области определения фактора, его считают узким, не более 30% - средним и в остальных случаях – широким. Как правило, уровни фактора (верхний и нижний ) выбирают симметричными относительно нулевой точки.  Таким образом , Ji – это расстояние между основными уровнями фактора.

При составлении матрицы планирования (МП) записываются кодированные значения фактора. Верхний уровень фактора, равный X0+Ji обозначается как +1, нижний уровень, равный X0-Ji обозначается как –1, а основной, (X0) соответственно приравнивается к нулю. Каждый столбец в МП называется вектор-столбцом , а каждая строка в МП- соответственно вектор-строкой.

(4)  Точность фиксирования уровней фактора определяется  стабильностью их в ходе эксперимента и точностью приборов. Точность считается высокой, если измерение производится с погрешностью не более 1% , средняя – не более 5% , низкая – более 10% .

II. этап.

Вторым этапом составления плана является ВЫБОР МЕТОДА ПЛАНИРОВАНИЯ, который зависит от: (1) количества регулируемых факторов, (2) задачи эксперимента, (3) априорной информации о существенности вклада каждого фактора, (4) экономических затрат на проведение эксперимента.

Классификация планов (методов планирования)

Планы мoжно классифицировать в зависимости от факторности эксперимента.

1.         К планам однофакторного эксперимента относятся:

1.1.      Последовательный план (ПП);

1.2.      Рандомизированный план(РП);

2.         Планы многофакторного эксперимента, цель которого- отыскание модели процесса в виде полинома первой или второй степени называют планами, соответственно первого или второго порядка.

2.1.      К планам первого порядка относятся:

2.1.1.   Полный факторный план (ПФП);

2.1.2.   Дробный факторный план (ДФП);

2.1.3.   План случайного баланса (ПСБ).

2.2. К планам второго порядка относятся:

2.2.1.   Oртогональный центральный композиционный план (ОЦКП);

2.2.2.   Pотатабельный центральный композиционный план (РЦКП).

I.  Планы однофакторного эксперимента.

1.1.  Последовательный план (ПП)

            Суть ПП заключается в том, что после каждого шага (опыта) производится анализ результатов, на основании которого принимается решение о ходе дальнейшей работы.

ПП принимают в случаях: (1) когда эксперимент не воспроизводим (когда образец разрушается в результате эксперимента); (2) когда объект исследования имеет особенности, которые можно обнаружить только при получении данных в регулярной последовательности (Пр. Зависимость: размер детали (у) / время работы станка (х). Определение этой зависимости необходимо для установления времени между подналадками оборудования); (3) если продолжительность, стоимость или сложность эксперимента таковы, что рандомизированный план не целесообразен.

1.2.  Рандомизированный план (РП)

План эксперимента называется рандомизированным (от англ. random – случайный), когда уровень фактора изменяется случайным образом (принимая то меньшие, то большие значения).

Основная цель рандомизации – сведение эффекта неслучайных факторов к случайной ошибке.

Похожие материалы

Информация о работе