Рандомизация плана эксперимента может быть достигнута с помощью: (1) таблицы случайных чисел, приводимой во многих работах; (2) «игрового» метода (номера вытаскивают как при жеребьевке); (3) введения специальных рандомизированных блоков. Поскольку первые два методы понятны, подробнее остановимся на третьем.
Рандомизированные блоки используются в тех случаях, когда внешние (нерегулируемые) факторы могут быть идентифицированы.
Пример: Требуется испытать новый материал, предназначенный для работы во фрикционных узлах тормозной системы автомобиля (тормозные колодки). Для этого необходимо оценить износ рабочей части детали в зависимости от пробега машины. Это однофакторный эксперимент, в котором фактором является пройденный автомобилем путь (х = L, км), а откликом является потеря массы трущейся детали (у = Δm, мг). В этом эксперименте может быть несколько внешних факторов: (1) марка автомобиля, т.к. у различных автомобилей может в значительной мере отличаться конструкция рабочей детали. Выберем для испытаний белорусский БелАЗ (Б), российский ЗИЛ (З) и немецкий Мерседес (М); (2) климатические условия работы. Предположим, что каждый автомобиль будет работать в умеренно-континентальном климате (Беларусь), морском климате и в районе Севера.
Произведя рандомизацию эксперимента таким образом, что бы каждая марка автомобиля работала в различных климатических условиях получим рандомизированный план (табл. 1), называемый латинский квадрат (когда усредняется влияние двух внешних факторов).
Таблица. 1
Пробег автомобиля, L, км. |
Климатические условия испытания |
||
Умеренно-континентальный |
Морской |
Северный |
|
100 |
Б |
З |
М |
500 |
М |
Б |
З |
5000 |
З |
М |
Б |
Если ввести еще один внешний фактор, например, грузоподъемность автомобиля, то получим греко-латинский квадрат – РП, усредняющий влияние трех внешних факторов (конструкционная особенность, климатические условия, грузоподъемность). В таблице 2, изображающей этот РП грузоподъемность в тоннах отмеченa цифрами рядом с маркой автомобиля.
Пробег автомобиля, L, км. |
Климатические условия испытания |
||
Умеренно-континентальный |
Морской |
Северный |
|
100 |
Б 8 |
З 25 |
М 40 |
500 |
М 25 |
Б 40 |
З 8 |
5000 |
З 40 |
М 8 |
Б 25 |
II. Планы многофакторного эксперимента
2.1 Планы первого порядка
2.1.1 Полный факторный план (ПФП)
ПФП – план, реализующий все возможные неповторяющиеся комбинации независимых управляемых факторов k, каждый из которых варьируют на р уровнях. Для ПФП число опытов N рассчитывается по формуле
где p - число уровней каждого фактора;
k – число факторов.
Если число уровней каждого фактора равно двум, то имеем ПФП типа 2k. Геометрической интерпретацией ПФП 2k является квадрат (рисунок), центр которого – основной уровень фактора (Х0), а стороны равны удвоенным интервалам варьирования фактора (2J1 и 2J2). Если координаты точек 1-4 записать в виде таблицы то получим матрицу ПФП (табл 3)
|
|
|
|
|
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.