Геометрические параметры конических передач. Общая характеристика планетарных передач. Кинематика волновых передач

Страницы работы

Содержание работы

КОНИЧЕСКИЕ ПРЕДАЧИ

.1.  ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

КОНИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ

Конические зубчатые колёса служат для передачи движения между валами, оси которых пересекаются под углом 10° < S < 180°. Обычно  угол между осями S = 90° (рис. 1); конические передачи в этом случае называются ортогональными.

Вместо делительных цилиндров цилиндрических зубчатых передач при анализе движения и геометрических параметров конических передач используются делительные конусы. На рис. .1 образующие делительных конусов показаны штрих–пунктирными линиями. (Обычно начальные и делительные конуса совпадают). Углы между осями начальных конусов и их образующими обозначаются символами d1 и d2.

В случае цилиндрического колёса делительная окружность образуется пересечением делительного цилиндра плоскостью, ортогональной его оси. Аналогично делительную окружность конического колеса получают пересечением делительного конуса другим, дополнительным делительным конусом (ДДК). Оси делительного и ДДК совпадают, а их образующие взаимно перпендикулярны. Этим условиям соответствует множество ДДК, но обычно используют внешний, внутренний и средний ДДК.   

 


Сечение конического зубчатого колеса ДДК называют торцовым сечением; внешнему, внутреннему и среднему ДДК соответствуют внешнее, внутреннее и среднее торцовые сечения. Ширина зубчатого венца b равна расстоянию между внешним и внутренним торцовыми сечениями, измеренному по образующей делительного конуса.

Контроль размеров по внешнему конусу удобнее, эти размеры конических колёс  указывают на чертежах. Размеры в среднем торцовом сечении используют при расчётах по контактным и изгибным напряжениям. Поэтому из множества возможных делительных окружностей конических колёс используют обычно внешнюю и среднюю делительные окружности. Размеры, относящиеся к внешнему торцовому сечению, помечают индексом е, например de1, de2, Re. Размеры, относящиеся к среднему торцовому сечению, помечают индексом т или записывают без индекса, например dт1, dт2,  Rт или d1, d2,  R. Символами R и Re обозначают соответственно среднее и внешнее делительные конусные расстояния. Между параметрами в среднем и внешнем торцовых сечениях имеют место следующие  соотношения: Re = R+ 0,5b; de = d×Re/R. Модуль в торцовом внешнем сечении тte = тt Re/R.

Конические передачи могут быть прямозубыми (рис.  .2а), косозубыми (или тангенциальными) (рис. .2б) и с дуговыми зубьями (рис .2в). Линии зубьев дуговых зубьев могут быть частью окружности, эвольвенты и других кривых линий.  Для прямозубых передач торцовое и нормальное сечение совпадают, в этом случае модуль тte обычно принимают равным стандартному значению т.  

 


С целью снижения концентрации напряжений по торцам зубьев и уменьшения возможности заедания  прямозубых колёс используют зубья бочкообразной формы со съёмом металла начиная от среднего ДДК до 20 … 40 мкм на внешнем и внутреннем ДДК. Передачи с дуговыми зубьями наименее чувствительны к изменению взаимного положения шестерни и колеса, имеют наибольшую нагрузочную способность и плавность работы. Наибольшее распространение среди передач с дуговыми зубьями получили передачи с круговыми зубьями. Конические передачи с тангенциальными зубьями используются значительно реже по сравнению с дуговыми зубьями из-за низкой технологичности.

Передаточное  отношение конических передач так же, как и в случае цилиндрических колёс, равно u = z2/ z1= d2/ d1. При S = 90° делительные диаметры конических колёс d1 = 2Rsind1 и d2 =2Rsind2 . Соответственно,  передаточное число u = sind2 / sind1, или  u = sind2 / cosd2 = tgd2.

.2. ОБРАЗОВАНИЕ ЗУБЬЕВ КОНИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЁС

В процессе образования зубьев цилиндрических колёс делительный цилиндр перекатывается без скольжения по начальной плоскости производящей рейки, при этом движение резания параллельно начальной плоскости рейки. В случае конических колёс имеет место качение делительного конуса конического колеса по начальной поверхности производящего колеса диаметром 2Re. Производящее колесо и заготовка конического нарезаемого колеса вращаются вокруг неподвижных осей (рис. .3).

(Если начальной поверхностью производящего колеса является плоскость, то такое производящее колесо называется плоским. Если начальной поверхностью производящего колеса является конус с углом при вершине 180°– 2qf , то такое производящее колесо называется плосковершинным).  

Угол между направлениями зубьев на делительном конусе определяют по числу зубьев плоского производящего колеса (эквивалентного производящей рейки), которое равно zc = 2Re/mte. Для ортогональной конической передачи при S = 90° (рис. 1) диаметр плоского производящего колеса равен 2Re = (d2e1 + d2e2)1/2. Так как de1 = mtez1, de2 = mtez2, 2Re = mtezс  то

                                   zс = (z21 + z22)1/2,

где zс – обычно дробное число.

Соответственно, угол между направлениями зубьев равен 360°/zс.

Похожие материалы

Информация о работе