Геометрические параметры прямозубой цилиндрической передачи (Последовательность заполнения бланка зубчатого зацепления)

Страницы работы

Содержание работы

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ПРЯМОЗУБОЙ

ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ

Последовательность заполнения бланка зубчатого зацепления

1. Перпендикулярно линии межосевого расстояния О1О2, через точку касания двух эвольвентных контуров зубьев провести общую касательную τ – τ;

2. Перпендикулярно обеим эвольвентам в точке их касания на линии  О1О2, под углом αw = 200 (угол зацепления), провести линию n – n  – общую нормаль (линию зацепления);

3. Точка пересечения линии межосевого расстояния О1О2 общей нормалью (одновременно точка касания эвольвентных профилей) – является полюсом зацепления П;

                         ИЗ ОСНОВНОЙ ТЕОРЕМЫ ЗАЦЕПЛЕНИЯ:

… для обеспечения постоянного передаточного отношения зубчатых колес профили их зубьев должны очерчиваться кривыми, у которых общая нормаль (n – n), проведенная через точку касания профилей, делит расстояние между центрами на отрезки, обратно пропорциональные угловым скоростям …

3. Из точек  т.О1 и т.О2 восстановить перпендикуляры на общую нормаль (n – n) с точками пересечения т.А и т.В;

4. Из центров колес  О1 и О2 очертить и обозначить диаметры окружностей колес:

а) через т.П (полюс) – начальные окружности, совпадающие с делительными: dwi = di, (в случае когда зубья колес нарезаны без смещения инструмента), где  i = 1,2;

б) через вершины зубьев – окружности вершин: dai = di + 2m;

в) через впадины – окружности впадин: dfi = di – 2,5m;

г) радиусами О1В и О2В очертить диаметры основных окружностей: dbi;

Определение окружностей:

-  Начальные окружности  dwi в процессе зацепления перекатываются друг по другу без скольжения. При изменении межосевого расстояния  меняются и диаметры начальных окружностей. У пары зубчатых колес может быть множество начальных окружностей. У отдельно взятого колеса начальной окружности не существует.

                                             ;

-  Делительная окружность – окружность на которой шаг р и угол зацепления αw соответственно равны шагу и углу профиля инструментальной рейки. Делительная окружность является физической окружностью и принадлежит отдельно взятому колесу. Делительные окружности совпадают с начальными (dwi = di,), если колеса нарезаны без смещения, а также :       ;

Длина делительной окружности составляет: πdi = pzi; откуда ; где m – модуль зацепления – один из главных параметров зубчатого зацепления; соответствует ГОСТ; модуль можно трактовать как часть диаметра делительной окружности, приходящейся на один зуб: m = di/zi;

р – окружной шаг: расстояние между одноименными сторонами соседних зубьев, взятое по дуге делительной окружности р = st + et; где st – толщина зуба; et – ширина впадины; Сопряженные колеса должны иметь одинаковый окружной шаг;

-  Основная окружность (эволюта): окружность, по которой без скольжения перекатывается без скольжения производящая прямая (в данном случае n – n), точки которой описывают эвольвенты: dbi = dwicos αw =  dicos αw;

Основной шаг pb – измеряется по основной окружности: представляет расстояние по нормали между одноименными сторонами соседних зубьев

5. Расстояние между точками пересечения (т.N и т.K) общей нормали n – n (линии зацепления) с окружностями вершин зубьев отрезок NК является длиной активной линии зацепления:      qα = NK;

6. Обозначить направление вращения колес:– угловая скорость ω1 и момент Т1 ведущей шестерни (с центром О1) совпадают по направлению; для ведомого колеса (с центром О2) направление момента полезного сопротивления Т2 противоположно направлению угловой скорости ω2, направленной навстречу ω1;

7. Обозначить окружной р и основной рb шаги колес;

8. Обозначить высоту головки и ножки зуба соответственно: ha = m;  hf = 1,25m;

9. Радиусами ρ1=ВП и ρ2=АП соответственно обозначить диаметры цилиндров, которыми заменяются эвольвенты профилей зубьев при расчете по контактным напряжениям: ρi= di ∙sinαw;

10. Определить графическим путем (измеряя соответствующие отрезки посредством линейки) коэффициент торцевого перекрытия: ;

11. Обозначить на длине активной линией зацепления qα зоны однопарного и двухпарного зацепления. Для этого из точек т.N и т.К  радиусом, равным шагу по основной окружности  рb, сделать засечки. При этом отрезки К1и 2N – соответствуют двухпарному зацеплению, отрезок KN – однопарному зацеплению;

12. Обозначить векторы сил, действующих в зацеплении прямозубой передачи:

-  - окружные составляющие  нормального усилия; при этом направление окружного усилия  Ft2 на ведомом колесе совпадает с направлением угловой скорости ω2; направление окружного усилия  Ft1 на ведущего колеса противоположно  направлению угловой скорости ω1;

-  - радиальные составляющие нормального усилия, направлены к центру соответствующих колес;

-  - нормальные  усилия зацепления, направлены вдоль общей нормали (линии зацепления);

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Детали машин
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
4 Mb
Скачали:
0